Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)

Полезная правовая информация на тему: "Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)" от профессионалов и понятным языком.

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Определение понятий

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

[1]

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Кто относится к категории граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

Болезнь либо травма, приведшая к инвалидности в зрелом возрасте, конечно тяжелая ноша для любого человека, но не настолько, как кажется в сравнении с ребенком, который, не успев пожить и насладиться прелестями здоровой жизни, вынужден практически все время проводить в больнице на медикаментозном лечении.

А ведь у малыша впереди вся жизнь, которая вместо игровых площадок, веселых развлечений и иных прелестей будет проведена в инвалидной коляске к глубокому сожалению его родителей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Что значит ОВЗ

В понимании многих инвалидом является лицо, которое в силу тяжелого заболевания либо травмы имеет ограничения по здоровью, в частности, те же увечья, препятствующие, к примеру, передвижению или выполнению простейших бытовых движений. При этом с точки зрения закона, а именно ст.1 ФЗ №181 лицом с ограниченными возможностями считается гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойкими функциями расстройства организма, в силу которых осуществление ряда повседневных действий невозможны либо затруднены.

Оговоренные ограничения, как правило, проявляются в виде тяжкого заболевания, дефекта либо травмы, которая собственно и приводит к вышеописанным последствиям и ведет к сниженному уровню трудоспособности и даже жизнеобеспечению, а в ряде случаев требует не только посторонней помощи, но и постоянной социальной реабилитации.

Следует отметить, что понимание детской инвалидности в силу закона значительно отличается от повседневного восприятия рядовых граждан, которые видят только верхушку айсберга. А между тем, ограничения по здоровью у малыша имеют утвержденную законом классификацию по степени потери жизнеобеспечения и видам заболеваний, которые также закреплены нормативно. Ведь малыш может и не иметь внешних признаков заболеваний либо иных отклонений, в то время как в рамках закона его состояние здоровья будет относиться к критическому, что собственно и потребует и проведения реабилитационных действий, и предоставления социальных гарантий.

Читайте так же:  Основные сведения по ходатайству о переоформлении патента в россии

Законодательное регулирование вопроса

В частности, в 2006 году принята Конвенция о правах инвалидов, которой утвержден ряд гарантий предоставляемых оговоренной категории.

Так в силу ст.7 Конвенции детки с ограниченными возможностями вправе рассчитывать на:

  • права и свободы наравне с другими малышами, не имеющими проблем со здоровьем;
  • первоочередное рассмотрение социально-бытовых проблем, которые возникают у крошек и их родителей;
  • получение помощи от государства для облегчения возникших ограничений по здоровью;
  • право на социальную защиту;
  • обеспечение надлежащих условий существования в социуме и возможность адаптации.

Соответственно во исполнение норм, закрепленных в Конвенции, в России принят ряд актов, которые подразумевают предоставление деткам-инвалидам не только вышеперечисленных свобод, но и ряд социальных льгот и гарантий.

В частности, в силу ФЗ №124 малышам с ограниченными возможностями гарантировано:

  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • получение образования всех уровней от дошкольного до профессионального;
  • материальная помощь;
  • юридическая защита;
  • ряд социальных льгот направленных на полноценную адаптацию малыша в социуме.

Конечно, многие люди имеют проблемы со здоровьем, которые далеко не всегда оканчиваются получением инвалидности, учитывая, что для установления данного вида ограничения, должен быть соблюден ряд характеристик. Так в силу норм Приказа Минтруда №1024н ограничения по здоровью устанавливаются при полной либо частичной потере жизнеобеспечения, причем со стойким расстройством функций организма, классифицируемым по определенным степеням.

  • 1 степень – стойкие нарушения, но не значительные до 30%
  • 2 – стойкие нарушения, но умеренные до 60%
  • 3 – стойкие нарушения до 80%
  • 4 – значительные нарушения до 100%.

При этом в ходе определения степени в качестве оценки к учету принимаются следующие критерии:

  • уровень психологических функций, а именно ориентация, интеллект, восприятие, эмоции;
  • вербальные функции, такие как способность разговаривать;
  • сенсорные функции, в частности слух, зрение;
  • нейромышечные функции, а именно способность двигаться и воспроизводить различные бытовые действия;
  • нарушения функций внутренних органов, к примеру, сердечно-сосудистой системы, легких, почек, печени;
  • нарушения эндокринной или иммунной системы;
  • внешние дефекты.

Также в целом оценке подвергаются следующие параметры:

  • самообслуживание;
  • передвижение;
  • координация;
  • ориентирование;
  • обучение;
  • контроль над собственным поведением;
  • возможность адекватно оценивать и воспринимать окружающую среду.

Правила оформления статуса

В частности, на начальном этапе диагностику проводит семейный врач, который при обнаружении отклонений и установлении хотя бы частичной потери жизнеобеспечения выдает родителям крохи направление установленной формы на МСЭК, то есть комиссионное обследование.

В свою очередь комиссия проводит собственную диагностику степени потери трудоспособности по вышеуказанным критериям посредством назначения ряда анализов и консультаций с профильными врачами. Если в ходе диагностики обнаружены отклонения по заявлению законного представителя ребенка, то есть той же мамы, проводится заседание комиссии, в ходе которой полученные результаты уже и оцениваются в совокупности.

Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.

В ходе проведения экспертизы ведется протокол, в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.

По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов. Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности, которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.

Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид. То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.

Льготы и привилегии

Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий. В частности:

  • разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации за счет медицинской организации;
  • безвозмездное оказание медпомощи в пределах стандартной программы с предоставлением лекарственных препаратов;
  • обеспечение деток протезами, колясками и иными вспомогательными приборами бесплатно, а при необходимости в приобретении дополнительных средств, со скидкой в 70%;
  • обеспечение доступа к социальной инфраструктуре посредством создания вспомогательных механизмов, тех же поручней и подъемников;
  • предоставление всех видов информации, которая требуется для обеспечения жизнедеятельности ребенка-инвалида;
  • возможности получения образования всех уровней, причем не только в специально созданных образовательных учреждениях, но и на дому;
  • организация социально-бытового обслуживания;
  • материальная поддержка;
  • льготная политика в жилищной сфере, подразумевающая улучшение условий проживания и скидки при оплате коммунальных услуг;
  • налоговые вычеты;
  • льготные условия при кредитовании развития семейного бизнеса.

Социальная политика государства

Учитывая, что детки с ограниченными возможностями далеко не всегда могут посещать стандартные образовательные учреждения, а также в связи с тем, что для оговоренной категории лиц требуются не только специальные образовательные программы с учетом их ограничений, но и учительский состав, владеющий особыми навыками преподавания, ст.79 ФЗ №273 предусмотрена обязанность по созданию центров, которые образовательные функции и осуществляют.

Читайте так же:  Двойная фамилия при заключении брака как взять себе или ребенку

Более того, ДОУ для детей-инвалидов изначально создаются с целью адаптации деток к социальной жизни и предусматривают помимо преподавания еще и специальные оздоровительные классы, а также дополнительные развивающие программы. Ведь многие из малышей инвалидов не могут пребывать длительное время в вертикальном положении, и им требуется специальные упражнения, а некоторым необходимы и занятия, которые помогают приобретать навыки усвоения информации уже в доступной для деток форме.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях. Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.

Проблемы, связанные с развитием и адаптацией

Адаптация деток с ограниченными возможностями является долгим и трудоемким процессом, который был бы невозможен без социальной поддержки, оказываемой на государственном уровне. И, тем не менее, даже при наличии оговоренной помощи, проблемы все же есть. В частности, самым острым вопросом является недостаток финансирования для создания оптимальных условий жизнеобеспечения детей именно в социуме.

То есть в пределах школы либо медицинского центра их потребности учтены, а вот за их пределами далеко не всегда. То есть во многих городах отсутствуют поручни либо пандусы при входе в метро или другие виды общественного транспорта. А ведь детки с ограниченными возможностями требуют не только обучения, но и банального общения со сверстниками и прогулок на свежем воздухе? в частности в парке, к которому добраться достаточно сложно.

Также еще одной проблемой является культурное воспитание рядовых граждан, не обладающих достаточным пониманием потребностей детей-инвалидов, а также зачастую не имеющих способность проявить сочувствие и понимание в отношении малышей. А ведь детки с ограниченными возможностями являются самыми храбрыми людьми на свете, учитывая, что им приходится ежедневно вести борьбу не только с повседневным миром, но и с собственным организмом за право жить и полноценно наслаждаться прелестью окружающего мира.

Об особенностях развития ребенка с ОВЗ смотрите в следующей видеолекции:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Опубликован 20.08.2019

Просмотров

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены.

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

Читайте так же:  Пособие по уходу за инвалидом 1, 2 группы как оформить

Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»

Пояснительная записка

Необходимости социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные исследования, написано много статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данная программа не является исключением и в целом направленна на восстановление чувства доверия к себе, к другим, к окружающему миру.

В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.

Снижение количества детей с инвалидностью стало возможным благодаря комплексной системе мер, направленной на активизацию работы учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, на поддержку и помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2014 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Центр действует в Белгородской области с 2003 года. За время работы учреждения комплексную реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от 1 года до 18 лет с положительной динамикой в состоянии здоровья в 96% случаев.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья умения и навыки адаптации в социум является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс социализации наряду со здоровыми детьми.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.

Таким образом, разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные в программе игры и упражнения позволяющие снизить уровень напряжения у детей в связи с новой социальной ситуацией развития.

Цели программы:

  • восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
  • создание новой когнетивной модели жизнедеятельности;
  • формирование положительной «Я-концепции»;
  • углубление самопонимания, самопознания.

Задачи программы:

  • овладение способами позитивного мышления и общения;
  • развитие чувства собственного достоинства;
  • повышение уверенности в себе;
  • реализация себя в поведении и деятельности;
  • утверждение своих прав и собственных ценностей.

Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Специфика и структура организации занятий

На занятиях используются следующие приемы:

Тренинговые упражнения и ролевые игры способствуют формированию положительной «Я-концепции», углублению самопонимания, самосознания.
Метод игротерапии поможет в овладении способами позитивного мышления и общения, позволит повысить уверенность в себе.
Арт-приемы, сказкотерапия и когнетивно-поведенческая терапия помогут раскрыть свои сильные стороны и восстановить чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Курс состоит из 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в день, длительностью от 1.5 до 2 часов.
Подростков в группе должно быть не менее 7 человек, но не более 12.
Занятие удобно проводить совместно с другим психологом.

Схема проведения занятия

Занятие состоит из 3 этапов:
1 этап – установление контакта в группе.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, создание положительной мотивации к предстоящему занятию, углубление процессов самораскрытия.
2 этап – основные упражнения, направленные на развитие умений и навыков самоанализа, укрепление самооценки, познание себя при помощи группы.
3 этап – рефлексия.
Цель: активизация процесса самопознания, научиться находить в себе главные индивидуальные особенности.

Тематическое планирование и содержание программы

1

№ п/п Тема занятия Содержание Кол-во часов
Знакомство Упр. «Снежный ком»
Правила нашей группы
Упр. «Что значит ваше имя?»
Упр. «Приятно сказать»
Упр. «Ассоциации»
Упр. «Групповой рисунок»

2

Позитивное мышление Упр. «Пожелания»
Упр. «Продолжение знакомства»
Информация о позитивном мышлении
Упр. «20-Я»
Упр. «Никто не знает»
Упр. «Записки»
Упр. «Нарисуй»
Упр. «Сильные стороны»

3

Самосознание. Самораскрытие. Самооценка.
Понятие «Я-концепции» Упр. «Воспроизведение»
Сообщение «Что такое самосознание?»
Упр. «Интервью»
Упр. «Без маски»
Чтение и обсуждение сказки «Цветок кактуса»
Творческое задание «Украшаем кактус»

4

Уверенное и неуверенное поведение Упр. «Визитка»
Упр. «Размышление об уверенности»
Упр. «Сила языка»
Упр. «Уверенный – неуверенный – грубый»
Упр. «Самопрезентация»
Упр. «Горящая спичка»
Упр. «Маяк»
Упр. «Доверие»
Упр. «Горячий стул»
Упр. «Коллективная сказка»
Упр. «Я к вам пишу»

5

Я в своих глазах и в глазах других людей Упр. «Расскажу о своем хозяине»
Упр. «Футболка с надписью»
Упр. «Бинго!»
Упр. «Приятный разговор»
Упр. «Листок за спиной»
Упр. «Мое отражение»
Упр. «Вавилонская башня»
Читайте так же:  Социальные фонды помощи малоимущим семьям в россии

6

Моя индивидуальность Упр. «Подарок»
Упр. «Кто Я?»
Притча «Ворона и павлин»
Упр. «Орехи»
Упр. «Уникальность каждого»
Упр. «Мой герб»
Упр. «Я это… »
Упражнение «Здравствуй, я, мой любимый».

7

Эффективные приемы общения Упражнение «Спутанные цепочки«
Упр. «Пишущая машинка
Упр. «Тимуровцы»
Игра «Друг для друга»
Упр. «Доброта»
Упр. «Улыбка»
Упр. «Вежливость»
Упр. Поведение и культура»
Упр. «Доброе слово»
Упр. «Доброе животное»
Игра «Эмоции»

8

Я и мир вокруг меня Упр. «Я и мой мир»
Упр. «Двадцать желаний»
Упр. «Ресурсы»
Деловая игра «Потерянный город»
Упр. «Строим город»
Упр. «Чему я научился?»
Упр. «Пожелания»

Результаты, ожидаемые от реализации программы

  • Овладение способами самораскрытия, определение своих личностных способностей.
  • Овладение умениями и навыками общения, повышение уверенности в себе.
  • Определение личностных ценностей, нахождение положительных сторон личности
  • Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
  • Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности.
  • Своевременная психологическая помощь дают исключительную возможность сгладить имеющиеся особенности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную социализацию в общество.

Портал педагога

Авторы: Субботина Светлана Викторовна, Айвазян Араксия Вартановна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Ишеевская ОШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка
Наименование материала: Статья
Тема: CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дата публикации: 31.08.2017
Раздел: среднее образование

CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В

Субботина С.В., Айвазян А.В.

В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями

здоровья в массовые образовательные учреждения – это глобальный

общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его

основой является готовность общества и государства переосмыслить всю

систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с

целью реализации их прав на предоставление равных с другими

возможностями в разных областях жизни, включая образование.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья,

обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных

стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей

с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и

актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной

системы Российской Федерации.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования

является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями

здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного

вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы

выбора при определении своего жизненного пути.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в

условиях массовой общеобразовательной школы — одна из актуальных

проблем современного российского общества. Очень важным является

решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий,

которые позволят данной категории детей включиться в полноценный

процесс образования наряду со здоровыми детьми.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает

отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления

инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые

своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы.

Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они

«другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере

определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У

детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется

[2]

тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное

от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в

настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными

возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности

включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в

развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья

вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также

приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою

очередь, может стать причиной возникновения патологических форм

поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями

здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как

чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка

у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических

исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья

[3]

имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть — адекватную и

очень редко встречается самооценка завышенная.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем

здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение

ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка

и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать.

Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения,

которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное

обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает

Образование оказывает определяющее влияние на формирование

мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные

способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует

существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях,

расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей,

помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися

детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их

социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с

ограниченными возможностями находится на острие общественного

внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные

ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15% от общего

состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с

ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность

включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и

степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от

эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных

Читайте так же:  Какие предоставляются льготы на проезд пенсионерам

образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким

детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится

ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-

психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая

адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются

или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство,

дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии

его с другими людьми, обществом в целом.

Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:

1. Уравновешивание — минимальная степень включенности индивида в

процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации.

«Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к

коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его

2.Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с

отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между

ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и

реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он

должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем

сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде

систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3.Приноровление — признание и принятии основных систем ценностей новой

ситуации и связана со взаимными уступками.

4. Уподобление — трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в

соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях

Следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья

отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными

возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации

таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма

сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

— очень высоким темпом развития, в том числе, социального,

совершенствованием всех систем организма;

— неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и

социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

— ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями

здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:

1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-

двигательного аппарата, психические и общие заболевания).

2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент,

биоритмологические свойства, характер памяти и др.).

3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность,

страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью,

чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими

заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия

воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение

на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти

подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей,

гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и

социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических

потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (средства

передвижения, слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а

также наличием архитектурных и психологических барьеров общества,

которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в деятельности,

соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой,

коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как

следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия

в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и

укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами,

ограничением мобильности и независимости, нарушением способности

заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно

затрудняющими социальную адаптацию детей с ограниченнымии

возможностями здоровья и интеграцию их в общество.

8. Нахождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с

недостаточной информированностью о новой среде.

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями

здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности.

Социальная недостаточность представляет собой ограничение способности к

самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение

мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе;

ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей

возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение

способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к

интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, дети с ограниченными

возможностями здоровья могут испытывать значительные трудности в

организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в

силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного,

двигательного развития, а также соматических заболеваний.

Особенности социализации проявляются у детей с ограниченными

возможностями здоровья на разных уровнях. При этом нарушение на

исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на

последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом,

социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях

являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное

социальное наполнение, может обеспечить включение детей с

ограниченными возможностями здоровья в доступные виды деятельности и

социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и

воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в

образовательных учреждениях является создание адаптивной среды,

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
  4. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  5. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here