Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей

Полезная правовая информация на тему: "Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей" от профессионалов и понятным языком.

КТО ТАКИЕ: «ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»?

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:
• Родители (единственный родитель) умерли;
• Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш);
• Родители лишены родительских прав;
• Родители ограничены в родительских правах;
• Родители признаны недееспособными;
• Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
• Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
• Родители уклоняются от воспитания детей;
• Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
• Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники);
• Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
• Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании);
• Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка;
• Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка;
• Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
• Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец – в местах лишения свободы. Или: отец – погиб, мать – помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей – отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка (т.е., например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передавать ребенка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

Поскольку законом установлен тридцатидневный срок, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.

[3]

Дети без попечения родителей

Содержание статьи:

Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать сиротами в случае гибели своих родственников. Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 — Россия

+7 (499) 553-09-05 — Москва

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы — это быстро и бесплатно!

Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: прежние темпы роста численности сирот замедлились. За первый квартал 2016 года число сирот было снижено на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За прошлый год был зарегистрирован 58 168 ребёнок-сирота, лишь 10% из них были помещены обратно в семью. Большая часть из них отправляется в замещающие семьи (409 тысяч всего), немногим меньше — в интернаты (60 тысяч). Количество приёмных семей растёт параллельно уровню государственных гарантий гражданам.

Кто такие дети, без попечения родителей

Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в статье 1 159-ФЗ. В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей — несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым лишить прав на детей, ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ — родители бросают детей в публичных местах. Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.

Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством органов опеки, занимающихся определением судьбы несовершеннолетних: либо устройство в семью, либо направление в детский дом. Закон запрещает замещать эти функции иным лицам, не представленным в составе исполнительной власти, наделённой полномочиями и ответственностью. Законность процедур контролирует министерство юстиции и Прокуратура РФ.

Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России

Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:

  • предоставление бесплатного питания и проживания;
  • обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
  • воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
  • бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
  • разовые и регулярные выплаты на период обучения;
  • предоставление жилья;
  • определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

В большей степени государство старается передать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, формируя институт патронажа и приёмных семей.

Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.

Читайте так же:  Как получить гражданство азербайджана для россиян

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей

Закон 44-ФЗ от 2001 года создал прецедент централизованного федерального банка детей при помощи общероссийского распределения данных о сиротах и детях, которые были оставлены своими родителями. База данных детей оставшихся без попечения родителей (http://www.usynovite.ru/db/) функционирует посредством сети Интернет. Норма устанавливает функциональный перечень системы:

  1. Создание единого портала, на котором учёт ведут специалисты по усыновлению.
  2. Реализация права ребёнка на жизнь с семьёй.
  3. Предоставление лицам, желающим взять ребёнка на воспитание, удобного сервиса, упрощающего поиск и выбор ребёнка в свою семью.

Государство не допускает появления в легальном поле негосударственных банков данных, осуществляя гарантии несовершеннолетним в законности и сохранности персональных данных. Норма определена в статье 121 СК РФ. Оператором, осуществляющим техническое и документальное обеспечение сайта и самого проекта, является Минобрнауки РФ.

Усыновление и удочерение детей без попечения

В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей — усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
  • отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
  • удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
  • отсутствие судимости;
  • наличие жилья;
  • наличие надлежащей подготовки.

В РФ существенно ограничена возможность усыновления гражданами иных государств, в особенности США (полностью запрещено усыновление — 272-ФЗ). Также усыновителями не могут выступать однополые пары.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по статье 125 СК РФ, регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя. Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя. Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.

[1]

Особым юридическим понятием выступает «тайна усыновления» — режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Установление опеки и попечительства

В отличие от усыновления, когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

К опекунам и попечителям применяются требования:

  • совершеннолетие и дееспособность;
  • здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
  • высокие моральные качества, погашенная судимость;
  • прохождение государственной экспертизы.

Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве):

  1. Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
  2. Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
  3. Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.

Данные права актуализированы в ГК РФ. Детям предоставляется судебная защита на основании статьи 10 159-ФЗ, распространяющаяся на опекуна, представляющего права ребёнка.

Порядок опеки определяется статьёй 145 СК РФ. Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет, во втором от 14 до 18 лет. Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет), равно как и разделять братьев и сестёр. Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.

Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:

  • заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на опекунство и попечительство];
  • справка с работы (на бланке организации);
  • выписка из домовой книги;
  • справка из ОВД;
  • справка из поликлиники;
  • свидетельство о браке;
  • краткая биография;
  • согласие детей, также проживающих в семье (с 10 лет);
  • свидетельство о подготовке опекуна.

Заключение

Исполнительная власть осуществляет полномасштабный надзор за соблюдением прав ребёнка, реализуя поддержку тех, чьи родители не могут заниматься их воспитанием. Актуальной темой усыновление стало с момента конфликта интересов между Россией и США. Государство реализует институты приёмных семей и усыновления, отдавая приоритет в качестве воспитания реальным семьям, что выражается в:

  1. Существовании специализированных баз данных по детям.
  2. Поддержкой, в том числе материальной, института опекунства.
  3. Государственными социальными гарантиями детям и усыновителям.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

№ 609 — 610
8 — 21 сентября 2014

Оглавление Тема номера

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Сиротство в России

Сиротство в России

Над темой номера работали

Без попечения родителей…

Первичная профилактика сиротства связана с мерами раннего вмешательства и сохранения ребенка в семейном окружении без процедур изъятия детей из кровной семьи.

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет функцию выявления детей, оставшихся без попечения родителей, за органами опеки и попечительства. При этом должностные лица образовательных, лечебных и других учреждений законодательно обязаны сообщать информацию о таких детях в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (статья 122). Согласно законодательству, детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются дети в ситуациях, когда:

  • родители лишены родительских прав;
  • родители ограничены в родительских правах;
  • родители признаны недееспособными;
  • родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
  • родители длительно отсутствуют (более 6 месяцев);
  • родители уклоняются от воспитания детей;
  • родители уклоняются от защиты прав и интересов детей:
    • родители отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники);
    • родители не забирают своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
    • одинокая мать оставила ребенка на полное государственное попечение, не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком;
    • родители действием или бездействием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;
  • родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
  • родительское попечение отсутствует по любым иным причинам:
    • в том числе вследствие заключения родителей под стражу или назначения приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Таким образом, перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей намного шире, чем только ограничение или лишение родительских прав. Органы опеки и попечительства обязаны организовать постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца с момента обнаружения факта оставления, а при отсутствии такой возможности направить данные о ребенке в региональный банк данных о детях. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный банк данных о детях. С 1 января 2015 года сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, будут передаваться в региональный и федеральный банки данных одновременно – в течение трех дней имеющаяся информация для первичного учета и в течение месяца – полная документированная информация о ребенке.

Инициировать заявление о лишении родительских прав может один из родителей, опекун, попечитель, приемные родители, органы опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот, дома ребенка и другие учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, в случаях, если родители (статья 69 СК):

  • уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

При этом, согласно постановлению Верховного Суда о применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей:

  • уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду;
  • под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например путем создания препятствий в обучении, склонения к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.;
  • жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей);
  • хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.

Факт лишения родительских прав, как и их ограничения, не отменяет обязанностей родителей по содержанию ребенка — решение суда должно содержать информацию об алиментах (родители сохраняют обязанности по содержанию детей) и о том, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке. При этом ребенок сохраняет право общаться с родителями и другими родственниками, если это не противоречит его интересам. Усыновление ребенка, чьи родители лишены родительских прав, возможно только спустя 6 месяцев после вынесения решения суда.

Ограничение родительских прав инициируется близкими родственниками ребенка, органами по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными, общеобразовательными и другими учреждениями в случаях, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении 6 месяцев (или ранее, если того требуют интересы ребенка) после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

По законодательству и ограничение, и лишение родительских прав производятся только по решению суда, т.е. необходимо присутствие судебного пристава для изъятия ребенка из семьи[6]. Кроме того, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Суд в дальнейшем может принять решение о восстановлении родительских прав (для этого необходима отмена усыновления и прекращение опеки, если они были) и о снятии ограничений, если причины, повлекшие ограничение/лишение родительских прав, были устранены. Дело о восстановлении родительских прав инициируется по заявлению родителей. Одновременно судом может быть рассмотрено требование о возврате ребенка.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если орган опеки и попечительства видит угрозу жизни и здоровью ребенка, то он вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Для этого необходимо подписать соответствующий акт[7], незамедлительно уведомить прокуратуру, обеспечить временное устройство ребенка (в т.ч. под временную опеку) и в течение 7 дней обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

При этом в реальной практике дети зачастую попадают в социальные институты (как правило, в больницы) через сотрудников органов внутренних дел, которые оформляют их как беспризорных детей и уже потом сообщают в органы опеки (это не требует подписания акта и вызова органов опеки на место и дает возможность не начинать дело о лишении или ограничении прав, возбуждение которого обязательно при соблюдении процедуры отъема). Об этом, в частности, много пишут на интернет-форумах — например, встречаются такие комментарии: «Мы детей не изымаем, а только помещаем в больницу (альтернативы нет) по причине безнадзорности, обязательно оказавшихся в сложной жизненной ситуации, опасной для жизни и здоровья. При этом кучу бумаг пишем. Однако завтра этого ребенка больница вернет родителю, если он придет, и все заново… Изъятие по 77 [статье Семейного кодекса РФ – Ред.] — редкость, не потому что нет фактов, а потому что нет опеки, поднять вечером после 17 часов затруднительно. Мы много лет пытаемся что-то изменить, не получается, к сожалению, просвета пока нет»[8].

Несмотря на определенное предпочтение, которое отдают российские суды лишению родительских прав, с 2007 года наметилась тенденция к сокращению количества родителей, лишенных родительских прав (с 76,3 до 52,2 тыс. к 2012 году), и увеличению числа случаев ограничения в родительских правах (с 5,8 до 8,8 тыс. к 2012 году, см. далее рис. 5), что может свидетельствовать о положительной динамике в восприятии судом и органами опеки важности вопросов первичной профилактики.

При этом целостной системы первичной профилактики сиротства, направленной на раннее выявление фактов семейного неблагополучия, в России пока не создано. Одним из главных результатов мер первичной профилактики должно стать распространение механизма ограничения в родительских правах. В российской же системе профилактики, как было отмечено выше, пока наблюдается неустойчивое балансирование между репрессивными мерами и методами социальной работы. С одной стороны, в основе деятельности ряда институтов по-прежнему лежат карательные меры работы с родителями и детьми — угроза лишения родительских прав, сообщение на работу, административные штрафы и т.д. С другой стороны, реформа социальной системы создала новые институты (приюты временного пребывания, кризисные центры и т.д.), чья основная функция — социальная помощь и поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Реализуемые меры социальной политики не образуют единой системы, не всегда успешны и зачастую являются недостаточными, о чем свидетельствует по-прежнему высокий уровень вторичного социального сиротства

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» в социальной педагогике

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Однако, появилось и понятие «социальные сироты», означающее лишение детей родительского попечительства в силу нежелания или невозможности взрослыми осуществлять свои родительские обязанности. Социальные сироты — это особая группа детей от рождения до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. это сироты при живых родителях.

Рассмотрим понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи:

  • — с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах;
  • — признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
  • — объявлением их умершими;
  • — отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • — нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • — уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • — отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • — и в иных случаях.

Принципиального различия между понятиями «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки не проводится. В семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, т. к. сироты также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти (ст. 121 СК).

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя своё нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери-одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков.

Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического дефекта. Это дети с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом и дети с незначительными врожденными пороками развития. Есть и особая категория матерей — это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья ребенка препаратов. В результате появляются на свет аномальные дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Правовой формой защиты личных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекунство. Оно существует в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с действующим в России законодательством органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеки и попечительству осуществляются: через органы управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц; через органы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; через органы социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется следующими документами: Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ (ст. 34, 35, 39), Семейным кодексом РФ (ст. 121 — 125 и др.), Жилищным кодексом РСФСР (ст. 53, 60, 62), Федеральным законом РФ от 04.12.96 «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевым законодательством. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» существует подпрограмма «Дети-сироты», целью которой является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Органы опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. При этом предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних, передаче их на усыновление или подбору опекуна (попечителя).

Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами является:

  • — смерть родителей;
  • — лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;
  • — ограничение родителей в правах;
  • — признание родителей недееспособными вследствие болезни;
  • — длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);
  • — уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • — другие причины отсутствия родительского попечения.

Опекун (попечитель) — законный представитель подопечного, выступающий в защиту его прав и интересов. Он назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимостустановления опеки (попечительства) над ребенком (подростком), оставшимся без попечения родителей. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).

Требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя) его права и обязанности, а также права и обязанности опекаемых граждан регламентированы законодательно правовыми актами РФ и соответствуют международным нормам права.

[2]

В тех случаях, когда воспитание детей осуществляется соответствующими воспитательными, лечебными, социальными или другими аналогичными учреждениями, опекуны (попечители) не назначаются, т. к. выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

Выводы по первой главе дипломной работы:

  • 1. Мобильность и конкурентоспособность — качественные характеристики личности в условиях рыночной экономики. Они необходимы современному человеку в связи с возросшим уровнем конкуренции в любом месте проживания и существования.
  • 2. В нашем исследовании под мобильностью будет пониматься умение индивидуума приспосабливаться к новым условиям и окружению. Основное внимание будет уделено мобильности горизонтальной, т.к. она позволяет расширять контакты именно в детском возрасте.
  • 3. Под конкурентоспособностью будем иметь в виду социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
  • 4. Анализ литературы по проблеме сиротства, показал, что в современных условиях редко сужаются возможности детей, оставшихся без попечения родителей, по развитию мобильности и конкурентоспособности. Среди причин выделяются следующие:

a. Закрытый характер учреждений общественного воспитания сирот;

b. Снижение уровня самостоятельности;

c. Иждивенческие настроения;

d. Отсутствие ценностных жизненных установок.

Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» и их устройство

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

свидетельство об их смерти.

решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

приговор суда об осуждении родителей.

медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей — алкоголиков.

Сейчас в России более 700 000 детей — сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо — это матери — подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального

насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 — 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.

Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

  • 28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.
  • 1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  5. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here