Незаконная миграция населения в россии (нелегальная)

Полезная правовая информация на тему: "Незаконная миграция населения в россии (нелегальная)" от профессионалов и понятным языком.

Незаконная миграция населения в России (нелегальная)

Незаконная миграция (нелегальная миграция) — см. нерегулярная миграция … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Нелегальная иммиграция из Африки в Израиль — (часто также называемая Инфильтрация из Африки в Израиль в израильских СМИ[1][2][3][4][5] и израильским правительством[6][7][8]) название явления, которое началось во второй половине 2000 х, ког … Википедия

Нелегальная иммиграция — Конституционно правовой статус физических лиц Основные статусы Гражданство … Википедия

Миграция рабочей силы — Сущность и причины миграции рабочей силы Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.… … Википедия

Миграция — это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. В настоящее время миграция превращается из временного и эпизодического явления, каким была ранее, в постоянно… … Большой юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, внеш., или межгос., миграция нас., перемещение людей через гос. границы, связанное гл. обр. с изменением их постоянного места жительства (см. Миграция населения). Для выделения потоков мигрантов, направляющихся… … Демографический энциклопедический словарь

Международная миграция населения — миграция населения между странами, связанная с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране въезда выезда, имеющая долгосрочный (по рекомендации ООН для статистического учета более 1 года), сезонный и… … Миграция: словарь основных терминов

Модели миграционных процессов — Миграция сложный социальный процесс, тесно связанный как с экономическим уровнем развития того или иного общества, так и с социальными преобразованиями в нем. Миграция как системный элемент существовала в различных видах. Можно выделить следующие … Миграция: словарь основных терминов

Иммиграция населения — Запрос «Иммигрант» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Флоринская, Юлия Фридриховна — Юлия Фридриховна Флоринская Дата рождения: 1965 год(1965) Страна … Википедия

Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)

В науке различают три составляющие нелегальной миграции: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальную занятость.

Под нелегальным въездом понимается незаконное проникновение на территорию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или недействительными документами. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующими правилами использования труда иностранных работников. Нелегальный выезд — нарушение порядка пересечения границы при выезде из страны. Различают также нелегальную иммиграцию — нелегальный въезд иностранцев в страну, и нелегальную эмиграцию — нелегальный выезд из страны с целью переселения в другую.

Кто же такие нелегальные мигранты? Что ими движет?

Нелегальные мигранты представляют собой не очень широкий спектр людей. По большей части, это молодые люди 20-34 лет. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%)1.

В намереньях мигрантов можно выделить две основные стратегии:

  • 1. Остаться в стране прибытия на постоянное место жительство, попытаться легализоваться в ней.
  • 2. Оставаться в стране короткий или средний по продолжительности период времени с целью заработка.

Около 90% потоков незаконной миграции в Россию идет из стран СНГ, остальные — из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

  • а) на въезд в Российскую Федерацию — российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
  • б) на выезд из Российской Федерации — российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Казахстаном.

Основные источники нелегалов — бывшие советские республики, среди которых лидируют Украина и Азербайджан. Страны исхода дальневосточной нелегальной миграции — Бангладеш, Шри-Ланка, Индия, и особенно Китай и Вьетнам.

В.Г.Громов в своей работе “Факторы, влияющие на миграцию в России”1 попытался выделить основные предпосылки для миграции в РФ, в том числе и нелегальной. К ним он относит следующие:

Существуют и другие предпосылки, но они менее значительны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для решения такой проблемы, как нелегальная миграция, требуется приложить немало усилий и со стороны государства, и со стороны населения. Это касается, в том числе, и повышения уровня правосознания в стране, и выработки новой общегосударственной цели, т.к. выдвигаемые нашим руководством глобальные задачи типа “построение правового государства” и “удвоение ВВП” не разрешают проблемы, поскольку готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.

Теперь хотелось бы поговорить о негативных сторонах такого явления, как нелегальная миграция.

Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину. Так, по словам главы Федеральной миграционной службы Андрея Черненко, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн.1 Заместитель руководителя администрации президента Виктор Иванов по этому поводу приводит следующие данные. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов.

Во-вторых, это формирование “иноземных” этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России — Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства. Вот, например, что говорит об этом заместитель начальника Управления мониторинга миграционных процессов администрации Краснодарского края Е.С.Иванченко: “В силу уникальных природно-климатических условий Краснодарский край всегда был привлекателен для мигрантов. В течение последних десяти лет миграция стала носить обвальный характер и составила свыше миллиона человек. То есть каждый пятый житель края — мигрант…

Миграция носит многонациональный характер. В крае за счет нее произошел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной границы. Здесь образуются компактные поселения этнических мигрантов, что приводит к нарушению исторически сложившегося этнодемографического баланса…

По периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч километров государственной границы. Здесь находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион — территория, с которой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”.

Читайте так же:  Оформление учебного отпуска

В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каждого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и продолжать.

Особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, — неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чай-на-тауны” возникли практически во всех крупных городах России.

Соседство Китая с его более чем миллиардным населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами не может не настораживать Россию с ее малонаселенным Дальним Востоком. Пессимисты не без основания опасаются, что РФ в конечном счете потеряет Сибирь, причем не в результате действий 2.5-миллионной армии КНР, а из-за китайской иммиграции. В связи с этим можно привести данные из журнала “Деловые люди”, отражающие сравнительные уровни развития регионов российского Дальнего Востока (Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) и приграничных районов Китая. На территории указанных регионов России проживает 5.5 млн. человек, Китая — 102 млн. при плотности населения 1 и 120 человек на 1 кв. км соответственно. Дефицит в рабочей силе на российской территории составляет 5 млн., безработица на китайской — 8 млн. человек. И следует учитывать, что в отличие от кавказских и среднеазиатских диаспор, опирающихся только на родственников и соплеменников, китайские землячества будут тесно связаны с “большой землей”.

Пока поддержка эмиграционной экспансии со стороны официального Пекина носит скрытый характер, но она постоянно растет. Не стоит забывать, как Китай в 60-70-е годы “мирно” расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии) и к каким

[3]

этническим, социальным, экономическим и политическим конфликтам в этих странах при- вело такое развитие событий. Но с тех пор многое изменилось — если тогда китайская экспансия носила стихийный характер, то теперь власти страны понимания внешних рынков Китай сможет решить в первую очередь за счет своего большого, но политически и экономически очень ослабевшего соседа.

Итак, ситуация не очень ободряющая. Угроза со стороны нелегальной миграции все ощутимее и принимает реальный характер. Но наши власти и правоохранительные органы пытаются с ней бороться. Как и какими средствами, и насколько это эффективно, мы и рассмотрим ниже.

Нелегальная миграция как угроза безопасности общества и личности

Глушенков А.М., кафедра оперативно-боевой подготовки Академии экономической безопасности МВД России.

Миграция населения — это масштабное явление. Миллионы людей выезжают в другие страны в поисках работы и лучшей жизни, спасаясь от геноцида или покидая зоны вооруженных конфликтов. По данным ООН, за последние 20 лет количество мигрантов в мире удвоилось и составляет 175 млн. чел. Доля иностранцев в общей численности населения в основных странах иммиграции — 5 — 15%, а в рабочей силе — 25% . Эксперты Фонда ООН по проблемам народонаселения прогнозируют дальнейшее значительное расширение миграционных процессов в ближайшие 50 лет.

Незаконная миграция и правоохранительная деятельность: Материалы Круглого стола, 11 — 12 сентября 2003 г. Ростов-на-Дону: ООО «Терра». С. 43.

[2]

Трудовая миграция, являясь неотъемлемой частью всей миграции, объективным процессом и элементом глобализации, предполагающей либерализацию движения всех факторов производства — капитала, товаров, информации, труда, а также спутницей рыночных отношений, в то же время представляет серьезный вызов национальной и экономической безопасности с точки зрения интересов и прав человека, принципов социальной справедливости.

Действительно, что есть человеческое измерение безопасности как не защита его жизненных интересов? Именно интересы являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе.

Второй раздел Концепции национальной безопасности РФ определяет, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина .

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) // Российская газета. 2000. 18 января.

Трудовые миграционные потоки, устремившиеся в развитые страны, в силу ряда причин, прежде всего узости легитимных каналов миграции и негибкой миграционной политики, сталкиваются с проблемой занятости в странах-реципиентах и с необходимостью ограничения этих потоков. Таким образом, миграционный поток делится на две части: на тех, кто получил возможность законно жить и трудиться в той или иной стране, и тех, кто такой возможности не получил и вынужден, нарушая установленный порядок въезда и пребывания, идти в теневую сферу экономических отношений. Так возникает нелегальная трудовая миграция, которая, как и законная, осуществляется гражданами чаще всего с экономической целью, но с нарушением миграционного законодательства и является нежелательным для принимающей стороны дополнением к миграции законной.

Нелегальная миграция представляет реальную угрозу безопасности и интересам общества и личности, прежде всего из-за незаконного пересечения границ огромной массой людей и вовлечения их в теневую экономическую, а также криминальную деятельность.

При этом исследователи чаще всего акцентируют внимание на следующих угрозах безопасности для коренных жителей:

Проблема угрозы незаконной миграции безопасности личности может обсуждаться также в связи с существованием международного терроризма и экстремизма. Под маской мигрантов часто могут скрываться люди, планирующие террористические акты, и боевики, готовые за деньги воевать в любой стране. Незаконный въезд на территорию России таких «гостей» представляет серьезную угрозу не только личной, но и национальной безопасности.

Однако, анализируя угрозы незаконной миграции безопасности личности и общества, мы забываем о разного рода негативных тенденциях, которые угрожают безопасности самих мигрантов с точки зрения соблюдения их прав и интересов, о том, какие это может иметь социальные последствия.

Одним из самых негативных проявлений незаконной миграции в России является рабское отношение к иностранным рабочим, что крайне негативно отражается не только на международном авторитете страны, но и на накоплении социальной напряженности как среди мигрантов, так и в обществе.

В 2003 г. Международная организация труда (МОТ) в рамках Специальной программы действий по борьбе с принудительным трудом провела исследование «Принудительный труд, нерегулируемая миграция и торговля людьми в России», целью которого был сбор данных о формах трудовой эксплуатации в нашей стране. Материал, лежащий в ее основе, собран в трех регионах России: Ставропольском крае, Омской и Московской областях. Объем выборки составил 442 мигранта из стран СНГ .

Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // Отечественные записки. 2004. N 4. С. 32.

Читайте так же:  Как оформить опекунство над ребенком

Исследователи пришли к выводу, что нарушения трудовых прав и эксплуатация мигрантов в России распространены столь широко, что практически воспринимаются как норма.

Ни один опрошенный в Москве и Ставрополе не указал на отсутствие хотя бы одной из форм эксплуатации и насилия. «Классические» нарушения трудовых прав отметили 40 — 60% опрошенных, а особо тяжелые формы криминальной эксплуатации — 10 — 20%. Причем в столичном регионе значительно шире распространены некоторые тяжелые виды эксплуатации: ограничение свободы, т.е. контроль над перемещениями, содержание взаперти и т.п. Сексуальная эксплуатация женщин встречается в Москве в два раза чаще, чем в Ставрополе, и почти в три раза чаще, чем в Омске: о ней заявили 30% опрошенных женщин, занятых во всех сферах, включая рынок, строительство и т.п., а в сфере развлечений заявили о принуждении к секс-услугам практически все опрошенные женщины.

В рамках изучения этой проблемы в динамике в январе 2007 г. автор провел сплошной анкетный опрос иностранных граждан и лиц без гражданства (всего 220 человек), содержащихся в Центре N 1 ГУВД г. Москвы для последующего выдворения. Опрос показал, что некоторые предприниматели по-прежнему, пользуясь нелегальным положением и правовой незащищенностью этой категории работников, используют почти неограниченные возможности манипулирования как ими самими, так и их доходами.

Невыплата честно заработанных денег, несоблюдение условий труда и проживания стали нормой для многих работодателей, эксплуатирующих труд «нелегалов». Их рабочий день иногда достигает 14 часов. Третья часть респондентов заявили, что проживали в подсобных и неблагоустроенных помещениях, а каждый пятый опрошенный коротал свободное от работы время и свой отдых где придется.

Большинство незаконных работников очень низко оценивают степень своей социальной (около 70%) и правовой (более 90%) защищенности. Это объясняется не только условиями жизни и трудовой деятельности в России, но и способом попадания респондентов в Центр. Дело в том, что многие из них оказались изолированными благодаря произволу работодателей и сотрудников милиции.

В то же время на вопрос: «Как к Вам относятся граждане РФ?» — около 40% заявили, что с уважением, и только чуть больше 20% испытывают на себе враждебность и агрессивность россиян.

Почти половина респондентов (46%) не смогла полностью реализовать свои профессиональные качества и опыт. А это значит, что и трудовой потенциал мигрантов используется крайне неэффективно.

Для осуществления жесткого контроля за работником и пресечения попыток его ухода от работодателя применяются различные способы. Самыми распространенными из них являются изъятие документов под предлогом оформления временной регистрации и так называемая долговая кабала.

Довольно часты случаи, когда после завершения работы работодатель передает мигранта правоохранительным органам, соответственно без документов. Это исключает проблемы расчета за выполненную работу, так как иммигрант сразу задерживается для выяснения его личности и в дальнейшем выдворяется из страны на пять лет. По данным нашего опроса, в среднем в 25% случаев паспорт мигранта хранится у работодателя; около 15% заявили о наличии долга, который надо отработать, т.е. практически признали состояние долговой кабалы. При этом долг, как правило, значителен и часто превышает месячный заработок. Сформировался целый набор вариантов, приводящих к возникновению такого долга: это может быть сфабрикованная недостача у продавца, перерасход материалов на строительстве, отработка платы, которую работодатель заплатил посреднику за работника, и т.п.

По сути, в России создан самый настоящий невольничий рынок труда: нелегальные мигранты лишены правовой и медицинской помощи, не имеют возможности на нормальный труд и отдых.

Для работодателя наем нелегальных работников и их нещадная эксплуатация обеспечивают большую гибкость бизнеса, уменьшение социальных расходов, уход от налогов и т.д. Обманывая фискальные органы, работодатель приучает себя к «льготным» условиям получения прибыли и вовлекается в преступную среду. Он заинтересован в осуществлении незаконной миграции, способствует ей и может являться организатором или связующим звеном в канале поставки незаконных мигрантов в Россию.

Таким образом, интересы «нечистоплотного» и криминального бизнеса, подогреваемые целями легкой наживы, подстегивают современные нелегальные миграционные потоки, искажая саму суть явления миграции, приводя к его иррациональному развитию. В итоге, являясь проявлением идеи свободы передвижения в условиях либеральной модели процессов глобализации, нелегальная миграция в результате неурегулированности миграционных процессов превращается тем самым в квазисвободу.

Вполне очевидно, что в стране происходят теневизация и криминализация трудовых отношений, нарушение основных (базовых) прав человека.

Отчасти это происходит из-за бесправия нелегальных мигрантов в принимающем обществе и их особой уязвимости для эксплуатации, отчасти из-за того, что сами мигранты из-за безысходности своего положения могут быть заинтересованы в подобной гибкости и теневом характере занятости.

Это приводит к накоплению обоснованного негодования обиженных и оскорбленных мигрантов. Объединенные общими проблемами, они могут аккумулировать в себе огромную разрушительную силу. Социально-политические последствия такого положения вполне можно спрогнозировать на опыте событий во Франции весной 2006 г. А ведь условия жизни для мигрантов, проживающих на окраинах Парижа, в разы «сытнее» и комфортнее московских.

Бить тревогу по этому поводу, может, еще рано, но давно пора позаботиться о соблюдении элементарных прав пришлого населения, увидеть все стороны миграции через призму правильно понятых национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей, реальных социально-экономических последствий.

Решение этих проблем лежит прежде всего на пути совершенствования нормативно-правовой базы, формирования четкой миграционной политики и цивилизованного рынка труда, привлекательного для законной иммиграции.

Нелегальная миграция в россии 2019 статистика

Статистика и основания иммиграции в Россию в 2019 году

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде всего программа предназначена для русских эмигрантов, в свое время покинувших страну, а также граждан бывшего СССР, их детей и внуков. Переселение по такой программе происходит легче и быстрее: приехав в Россию, переселенец может сразу оформить РВП, которое выдается помимо квот, и получает право на официальное трудоустройство.

Как показывают статистические данные, внутренняя миграция в России тоже имеет место. Правда, она не так сильно выражена, как в странах, где отсутствует институт прописки. В основном такая миграция характеризуется переездом жителей небольших населенных пунктов в мегаполисы, где больше возможностей для трудоустройства и самореализации.

Определение термина Миграция

Термин породил множество сопутствующих понятия. Люди, прибегнувшие, переехавшие в другую страну, называются мигрантами. Существуют легальные и нелегальные мигранты. Легальные пересекли границу и находятся в стране на законных основаниях, а нелегальные, в свою очередь, прибыли в государство незаконным способом и нелегально там пребывают.

Внутриконтинентальный вид подразумевает переезд из одной страны в другую. Как уже упоминалось, такие группы людей как студенты, прибывшие на прохождение обучения, и стажеры, временно посетившие страну, к миграционным группам не относятся. Туристы также не попадают в эту категорию. Правда, некоторые туристы незаконно остаются в пределах государства, становясь нелегалом в чужой стране.

Нелегальное пересечение границы России

Сообщение о проживании или работе незаконных мигрантов можно направить почтой или во время личного посещения отделения МВД. С внедрением современных технологий можно осуществить данные действия не выходя из дома. Достаточно зайти на сайт ГУВМ МВД и оставить сообщение о нарушителях в форме обращения граждан.

Любое государство с развитой экономикой неизбежно становится привлекательным для граждан бедных стран. Толчком к развитию проблемы нелегальной миграции в России послужил распад Советского Союза, а затем образование СНГ с «прозрачными» границами между входящими в его состав государствами. Экономика России оставалась самой стабильной. Это спровоцировало увеличение потока мигрантов, прибывающих в РФ в поисках более высоких заработков.

Читайте так же:  Международная трудовая миграция населения

Статистика и аналитика незаконной миграции в России

По заявлению губернатора Петербурга, Георгия Полтавченко, ответственность за прирост нелегальной миграции следует относить к «безответственности отдельных официальных лиц». На заседании городского правительства проблема и решения нелегальной миграции в северной столице были подняты к рассмотрению.

Стоит отметить, согласно разным экспертным оценкам, 30-40 % всех трудящихся столицы РФ, нелегалы, а в некоторых отраслях преобладание их труда особо высоко. Эксплуатация нелегальных мигрантов на территории РФ, является самой дешевой и самой прибыльной среди работодателей.

Незаконная миграция

Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.

  • Лица, которые остались в стране после окончания действия рабочего разрешения или учебного контракта.
  • Лица, пересекающие таможню по поддельным или чужим удостоверениям личности.
  • Лица, проживающие на территории РФ до момента переезда в любую страну Евросоюза.

Статистика миграции

Статистика внутренней миграции показывает, что отток населения в сибирском федеральном округе за 2000–2008 гг. составил более 244 тыс. На Дальнем Востоке за 10 лет – 187 тыс. Создание в этих регионах доступной транспортной инфраструктуры помогло бы в какой-то мере исправить ситуацию.

Статистика трудовой миграции в мире демонстрирует изменение самой структуры – если раньше в поисках лучшей жизни родину оставляли простые люди, не имеющие квалификации, то сегодня в другие страны отбывают высококлассные специалисты, ученые. Глобальный процесс переселения, как отмечает статистика миграции в России, охватил и нашу страну.

Иммиграция в Россию: статистика, программы переселения, основания

В результате определенного экономического роста, который происходил в РФ в 2000 годах, в страну прибыло немало мигрантов из государств, которые входили в состав СССР. Многие из них не имеют образования и практически не знают язык, чем пользуются недобросовестные работодатели, занижая работникам зарплату и нарушая трудовой кодекс.

Поскольку российские миграционные власти строго следят за соблюдением иностранцами режима пребывания, нужно сохранить миграционную карту, которая выдается во время въезда в страну, а также встать на миграционный учет в течение семи рабочих дней после прибытия. Исключение сделано для граждан Украины, которым разрешено находиться без регистрации до трех месяцев, а гражданам Казахстана, Беларуси и Армении – до месяца.

Эмиграция из России – куда и почему уезжают граждане РФ

Одним из первых известных политических эмигрантов был князь Андрей Курбский – полководец, писатель и меценат, он был человеком, приближенным к Ивану Грозному. Курбский уехал в Литву, некоторые говорят, что он попросту сбежал от царского гнева в разгар Ливонской войны, но сам князь утверждал обратное. Переписываясь с царем, он обличал его в том, что тот возомнил себя Богом и творит без разбора страшные вещи. Иван Грозный отвечал, что волен холопов своих как жаловать, так и казнить. Прошли сотни лет, а основная причина эмиграции по политическим причинам так и не меняется – люди не согласны с политикой действующей власти.

Самыми популярными странами, привлекающими россиян во все времена, являются Израиль, Германия и США. Сейчас все больше обеспеченных людей уезжает на ПМЖ в Швейцарию, Австралию и Великобританию. Те, кто не обладает капиталом, едут в Чехию, Польшу, Испанию и Финляндию.

Нелегальная миграция в России

В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

И, наконец, особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чайнатауны” возникли практически во всех крупных городах России.

Нелегальная миграция в России

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы. Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

ВИА Мидгард-ИНФО

Москва, Май 30 (Новый Регион, Алексей Усов) – Нелегальные иммигранты являются в России питательной средой терроризма, заявил замруководителя первой службы ФСБ (Службы контрразведки ФСБ) Александр Рощупкин в ходе выступления в Совете Федерации. «Нами достоверно установлено, что определенные силы внутри нелегальной миграции ведут подрывную и разведывательную деятельность против России, оседая под видом мигрантов для выполнения подрывной террористической деятельности» – цитирует Рощупкина ИТАР-ТАСС.

Например, в марте этого года оперативники СОБР и ФСБ ликвидировали террориста на Ямале – в городе Губкинский. Террорист-салафит из Дагестана уже долгое время разыскивался правоохранителями за нападение на полицейский блокпост. Выяснилось, что боевик, как и многие его «коллеги», скрывался от властей на северном пограничье. 14 марта дагестанец был блокирован в Губкинском, в недостроенном доме. Он оказал сопротивление, ранив одного из спецназовцев, и был ликвидирован.

Статистика международной миграции рабочей силы за 2018 – 2019 года

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Незаконная миграция

Постоянный приток мигрантов и увеличение случаев правонарушений и преступлений в России с их стороны способствовало возникновению движения против нелегалов, причём сразу в нескольких формах.

Как проявление радикальной позиции в этом вопросе родилась организация «Движение против нелегальной иммиграции» (сокращённо ДПНИ), деятельность которой была признана экстремистской и решением Мосгорсуда запрещена с 2011 года.

Читайте так же:  Какие есть льготы пенсионерам в спб и ленинградской области

Существует и умеренный взгляд на ситуацию с мигрантами – обращение в компетентные органы с целью выявления миграционного режима отдельными гражданами.

Риски, сопровождающие незаконные миграции

Нелегальная миграция в Россию осуществляется, как правило, выходцами из стран с более низким уровнем жизни, которые едут на заработки. Отсюда вытекает сразу несколько возможных рисков для государства и его жителей:

  • Нелегальные мигранты в России работают неофициально, поэтому никаких отчислений в госказну не происходит, а приезжие занимают потенциальные рабочие места россиян, увеличивая показатели безработицы;
  • Поскольку нелегалы уже попали в страну или ещё не выехали, им необходимо временное или постоянное место жительства, что влечёт за собой нарушение жилищного законодательства.

Миграция в правовом поле

Правила въезда и выезда с территории России не слишком сложны: необходимо наличие документов, удостоверяющих личность, действительных на момент пересечения границы и визы, соответствующей цели визита.

Ч. 1 ст. 24 Главы IV ФЗ РФ №114 о порядке въезда и выезда из Российской Федерации:

» Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. «

П.2 ст. 7 ФЗ РФ №109 о миграционном учёте:

» Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. «

За нарушение миграционного режима ст. 18.8, 18.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают ответственность в виде наложения штрафа от 2 до 10 тысяч и последующего выдворения иностранного гражданина за пределы государства.

Незаконная миграция по УК РФ регламентируется ст.322.1:

» 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. «

Все правонарушения и преступления, связанные с миграционным режимом, имеют последствия.

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ И СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

магистрант по направлению подготовки «Юриспруденция» АНО ВО Институт законоведения и управления ВПА,

Аннотация. В статье приведен обзор законов, регулирующих незаконную внешнюю миграцию в Российской Федерации, показаны статьи УК РФ и КоАП РФ непосредственно направленные на противодействие данного явления и опосредованно противодействующие нелегальной миграции, перечислены основные нарушения законодательства, которые, предусматривают уголовную ответственность, наложение штрафа, административный арест, административное приостановление деятельности. Нелегальная миграция рассматривается как нарушение гражданином данного государства, иностранным гражданином или лицом без гражданства закрепленных в национальном законодательстве правил въезда, выезда из страны, пребывания и транзитного проезда страны пребывания.

Также в статье предлагается гармонизация норм российского законодательства в сфере регулирования незаконной внешней миграции и создание Миграционного кодекса по аналогии с Уголовным и Трудовым кодексами.

Ключевые слова: незаконная миграция, УК РФ и КоАП РФ, законодательство в сфере миграции, непосредственное и опосредованное уголовно-правовое и административно-правовое противодействие нелегальной миграции.

Несмотря на предпринимаемые меры по урегулированию миграционных процессов, на сегодняшний день остается нерешенной проблема, связанная с нелегальными мигрантами. Будучи дешевой рабочей силой, они легко конкурируют на рынке труда с местным трудоспособным населением, особенно в сферах, где не требуется наличие высокой квалификации. Значительная часть из числа въехавших лиц нарушает порядок пребывания в Российской Федерации. Именно поэтому в последние годы был расширен перечень оснований и увеличен срок ограничений на въезд в Российскую Федерацию. На данный момент нелегальная миграция по степени общественной опасности занимает одну из лидирующих позиций среди новых угроз и вызовов как в рамках международного, так и отечественного аспектов и как следствие положительное решение вопроса нелегальной миграции имеет достаточно важное значение в контексте обеспечения национальной безопасности России.

Законодательство в сфере миграции традиционно делят на внутреннее, регламентирующее перемещение населения внутри страны, и внешнее, связанное соответственно с пересечением границы [1, с. 17]. К ним относятся Закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»[7], Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[8], Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [9], Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[10], Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [12] и многие другие.

Для всех сфер жизнедеятельности общества нелегальная миграция и ее негативные последствия представляют собой колоссальную угрозу национальной безопасности России. Под противодействием незаконной миграции следует понимать комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечения незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в СНГ, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства [5]. Комплекс мер по предупреждению нелегальной миграции можно определить как меры организационного и правового характера, при этом обе составляющие принципиально важны и могут иметь достаточный уровень эффективности лишь в комплексе их реализации.

  • ст. 18.1. «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации»;
  • ст. 18.6. «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»;
  • ст. 18.8. «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации»;
  • ст. 18.9. «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • ст. 18.11. «Нарушение иммиграционных правил»;
  • ст. 18.14. «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации»;
  • ст. 19.27. «Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета»;
  • и многие другие.

Таким образом, действующий КоАП РФ в настоящее время предусматривает значительное число составов административных правонарушений в сфере миграции.

Действующее уголовное законодательство, регламентирует реализацию уголовной ответственности в сфере нелегальной миграции и предусматривает соответствующий уголовно-правовой механизм противодействия ей.

М.А. Магеррамов предлагает понимать уголовно-правовой механизм как совокупность норм, регламентированных уголовным законодательством и имеющих непосредственную или опосредованную цель по защите общественных отношений в сфере миграционных процессов (правил въезда и пребывания в стране, легализации и др.) [4, с. 134].

  • ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»;
  • ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции»;
  • ст. 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации»;
  • ст. 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».

[1]

Указанные нормы уголовного закона направлены на непосредственное противодействие нелегальной миграции и в отличие от КоАП РФ сгруппированы в одной главе 32 «Преступления против порядка управления». Данную группу составов преступлений также можно классифицировать на две подгруппы:

  • деяния, посягающие на общественные отношения, связанные с режимом Государственной границы, к которым следует отнести ст.ст. 322 и 322.1. УК РФ;
  • деяния, посягающие на общественные отношения, связанные с правовым режимом пребывания на территории России, т. е. ст.ст. 322.1. УК РФ в части, касающейся организации незаконного пребывания на территории Российской Федерации, 322.2 и 322.3 УК РФ.
Читайте так же:  Удержание алиментов из заработной платы по исполнительному листу

Для данных составов общими являются непосредственный объект посягательства (режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации) и общность объективной стороны, характеризующейся действиями по организации или обеспечению незаконного нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

Рассматривая вопросы уголовно-правового противодействия нелегальной миграции, следует учитывать, что другие нормы отечественного уголовного закона также решают данный вопрос в той или иной мере. К числу основных проблем в сфере осуществления миграционной политики также можно отнести: поддельные документы, неофициальные документы, разрешающие осуществление трудовой деятельности, прописки мигрантов и многое другое. Изучение норм отечественного уголовного законодательства позволяет выявить и иные уголовно-правовые нормы, касающиеся в том числе вопросов реализации противодействия нелегальной миграции, т. е. носящие опосредованный характер. К ним следует отнести следующие:

  • ст. 292.1 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации»;
  • ст. 324 УК РФ «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград»;
  • ст. 325 УК РФ «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия»;
  • ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Указанные нормы направлены на пресечение противоправного получения и сбыта официальных документов, а также подделки, изготовления, сбыта и использования поддельных документов, штампов, печатей и бланков. Совокупный анализ указанных норм позволяет сказать об их общей направленности на противодействие с незаконной легализацией мигрантов в части рассматриваемого вопроса.

Уместно отметить высказывание В.М. Баранова, который утверждает, что Россия вынуждена вести бескомпромиссную организационно-правовую борьбу с таким явлением, как незаконная миграция [2, с. 35]. Подводя итоги рассмотрению изложенного материала, мы можем сделать вывод, что нелегальная миграция представляет собой нарушение гражданином данного государства, иностранным гражданином или лицом без гражданства закрепленных в национальном законодательстве правил въезда, выезда из страны, пребывания и транзитного проезда страны пребывания. При этом понятия нелегальной миграции и незаконной миграции тесно взаимосвязаны и имеют отношение общего – нелегальная миграция и частного – незаконная миграция. Данное явление – угроза национальной безопасности Российской Федерации.

Средства уголовно-правового противодействия нелегальной миграции можно классифицировать в зависимости от направленности их действия: непосредственно направленные на противодействие рассматриваемому явлению, к которым относятся ст.ст. 322, 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ и которые также условно можно разделить на деяния, посягающие на общественные отношения, связанные с режимом государственной границы (ст.ст. 322 и 322.1. УК РФ), и на общественные отношения, связанные с правовым режимом пребывания на территории России (ст.ст. 322.1. УК РФ в части, касающейся организации незаконного пребывания на территории Российской Федерации, 322.2 и 322.3 УК РФ), и опосредованно противодействующие нелегальной миграции – ст.ст. 292.1, 324, 325, 327 УК РФ.

КоАП РФ предусматривает три категории составов по субъектам правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Во-первых, это составы, по которым субъектом правонарушения выступают только иностранные граждане или апатриды, в частности: «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской федерации» (ст. 18.8 КоАП РФ), в соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Во-вторых, это составы, по одной части которых субъектом выступает гражданин Российской Федерации (должностное лицо, юридическое лицо Российской Федерации), а по другой – иностранный гражданин или лицо без гражданства. К таким составам относятся, (ст. 18.9 КоАП РФ), (ст. 18.10 КоАП РФ), (ст. 18.11 КоАП РФ).

В-третьих, это составы, где субъект правонарушения не дифференцирован, в частности (ст. 18.14 КоАП РФ), (ст. 18.13 КоАП РФ)

В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях – предупреждение, административный арест, административное приостановление деятельности.

В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Организационные основы борьбы с незаконной миграцией на территории России включают в себя:

1) эффективное законодательное разрешение проблем осуществления миграционных отношений;

2) надлежащее функционирование административных органов, ведающих миграционными вопросами.

Однако, необходимо гармонизировать нормы российского в сфере регулирования незаконной внешней миграции. На сегодняшний день в России действует более десятка сложных законов, регулирующих миграционные процессы. Эти законы также имеют огромное количество подзаконных актов. Необходимо привести этот свод в единую систему по аналогии с Уголовным и Трудовым кодексами.

Принцип неотвратимости наказания и механизм его реализации должны найти свое отражение в Миграционном кодексе, принятие которого уже давно назрело в Российском государстве. Миграционный кодекс должен получить свою логическую основу, свою конструкцию. Этот документ должен содержать общую и особенную части. В общую часть следует включить нормы-дефиниции, задачи и принципы Миграционного кодекса, нормы о субъектах миграционных отношений, отдельные положения об ответственности в сфере миграционных отношений. Особенная часть должны содержать в себе нормы, регулирующие правовое положение различных категорий мигрантов.

Разработка Миграционного кодекса — это лишь одно из звеньев в решении миграционных проблем. Для этого свод миграционных законов должен быть лишен противоречий и пробелов, вписываться во всю правовую систему государства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, возможно, добиться, достаточно действенного и эффективного организационно-правового механизма реализации миграционной политики в регулировании миграционных потоков и противодействии нелегальной миграции.

Источники


  1. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  2. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
Незаконная миграция населения в россии (нелегальная)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here