Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве рф

Полезная правовая информация на тему: "Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве рф" от профессионалов и понятным языком.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом сами принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые имеют право на льготный прием в гражданство.

МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом ведут учет лиц, находящихся за пределами России, которые изменили свое гражданство.

Таким образом, контроль за институтом гражданства Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации и Министерство Иностранных Дел Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что для создания единого права, регулирующего институт гражданства, необходима, в первую очередь, согласованная, целенаправленная политика большинства государств, единые общечеловеческие мировоззренческие основы и моральные принципы, максимально возможное сближение правовых систем. Окончательное формирование такого сложного правового института как гражданство зависит во многом от решения вопросов общечеловеческих ценностей в процессе развития цивилизации, что, очевидно, будет способствовать демократическому развитию государств и народов.

Институт гражданства является очень важной частью Российской правовой системы. В Российской Федерации идет процесс разработки и обновления законодательства. Он затронул все сферы общественной жизни, все отрасли права, но особенно активно проявляется в области конституционного права. Данный процесс не обошел стороной и жизнь, права и интересы народа и личности в частности. Именно конституционное законодательство определяет важнейшие принципы общественного строя, федеративную природу государства, механизм осуществления публичной власти, конституционно-правовой статус личности.

[2]

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства служит отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Таким образом, гражданство является обеспечением политико-юридической связи между народным суверенитетом и свободой личности. В прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство – непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другими законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

[1]

    1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы.

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

    2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г.

    3. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

    4. ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан» от 25 июля 2002

    5. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» от 12 июня 2002 г.

    6. Собрание законодательства РФ. 2002. №30.

    7. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г.

    8. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации»/ Н.А. Михалева. М.: Изд. «Экзамен», 2003 г.

    9. Конвенция Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2000.

    II. Специальная литература.

    1. Конституционное право . Учебник/ Отв. ред. Лазарев В.В. М.: Юристъ, 1999.

    2. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003. 587 с.

    3. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Учебник/Под общ. Ред. д.ф.н. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. М.: ПЕР СЭ, 2003. 576 с.

    4. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2003. 447 с.

    Вопрос: Порядок решения дел о гражданстве РФ. Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве

    ФЗ определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет поря­док производства и обжалования решений по этим делам.

    В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворя­ющий его, уполномочен официально оформлять граж­данство Российской Федерации.

    Исходя из этого, Конституция устанавливает, что президент решает вопросы гражданства Российской Фе­дерации (ст. 89 п. «а»). ФЗ о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Прези­дента в этой сфере. К ним относятся решения по воп­росам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; отмена реше­ния о приеме в гражданство; предоставления почетно­го гражданства.

    По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

    К органам, ведающим делами о гражданстве Россий­ской Федерации, ФЗ относит:

    1. федеральный орган исполнительной власти, ведаю­щий вопросами внутренних дел, и его территори­альные органы;

    2. федеральный орган исполнительной власти, ведаю­щий вопросами иностранных дел, и дипломатичес­кие представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

    Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые — за ее пределами.

    В их функции входят: прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов в представленных документах; направление заявлений вместе с документами Президенту Российской Федера­ции; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; ведут учет лиц, в отношении которых принято решение об изменении гражданства; оформляют гражданство РФ; осуществляют отмену ре­шений по вопросам гражданства РФ; рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ.

    Во всех случаях приобретения и прекращения граж­данства оформляется заявление на имя Президента; ре­шения по этим вопросам принимает Президент; оформ­ляются они Указом Президента; срок рассмотрения за­явлений — не более 1 года, а в упрощенном порядке до 6 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного

    Заявление подаются в письменном виде по установ­ленной форме в орган внутренних дел по месту житель­ства лица (за пределами Российской Федерации — в со­ответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

    Гражданство Российской Федерации считается при­обретенным или прекращенным со дня принятия реше­ния полномочным органом или издания Указа Прези­дента Российской Федерации.

    Исполнение решений возлагается соответственно на Комиссию при Президенте РФ по вопросам граждан­ства и переселению соотечественников, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности и названные выше органы Россий­ской Федерации за рубежом.

    Читайте так же:  Нужно ли свидетельство о рождении при замене паспорта забирают ли

    Конституционное право

    Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве

    Реализация норм Закона о гражданстве Российской Федерации о приобретении и прекращении гражданства России требует правового регулирования, которому посвящены несколько глав названного Закона — о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшие из них: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства, утвержденная приказом МВД России от 6 февраля 2003 г. (с последующими изменениями) об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации но реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

    Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: (1) Президент РФ; (2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и (4) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России.

    Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ , уполномоченный официально оформлять российское гражданство. Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В развитие этого положения закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке, выхода из гражданства России в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Он может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые, по общему правилу, исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства Российской Федерации, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений, и т.д.

    В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства . Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений России); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

    Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций но контролю и надзору в сфере ми фации, является Федеральная миграционная служба (ФМС России) .

    Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком — со дня его рождения; усыновленным ребенком — со дня усыновления (удочерения); в остальных случаях — со дня принятия соответствующего решения. Прекращается гражданство России со дня принятия полномочным государственным органом решения о выходе из российского гражданства.

    Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Если лицу отказывают в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции (районный суд по месту нахождения соответствующего органа либо Московский городской суд — для лиц, постоянно проживающих за пределами России).

    Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка (или недееспособного лица).

    Органы, ведающие делами о гражданстве

    Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

    МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

    Глава V. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их полномочия

    Статья 32. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

    Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

    Президент Российской Федерации;
    Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
    Министерство внутренних дел Российской Федерации;
    Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

    Статья 33. Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве

    1. Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:

    а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 и 18 настоящего Закона; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
    б) восстановления в гражданстве Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие частей первой и второй статьи 20 настоящего Закона;
    в) разрешения на выход из гражданства Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие пункта «б» части первой статьи 23 настоящего Закона;
    г) разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
    д) отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
    е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

    Читайте так же:  Правила подачи уведомления о втором гражданстве рф

    Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

    2. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

    3. В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.

    Статья 34. Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

    1. Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

    2. При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

    Статья 35. Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации

    1. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

    а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
    б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
    в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
    г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
    д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

    2. Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

    Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

    1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

    а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)
    б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
    в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
    г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
    д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
    е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

    2. По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    ПУБЛИКАЦИИ ИРИС

    Автор: МФИС — ИРИС
    Форма выпуска: Видеокассета

    Органы, ведающие делами о гражданстве

    Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

    МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9574 —

    | 7561 — или читать все.

    ГРАЖДАНСТВО РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ

    ГРАЖДАНСТВО РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ

    Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    По признаку гражданства физические лица классифицируются:

    1. Граждане Российской Федерации.

    2. Лица с двойным гражданством (бипатриды).

    3. Граждане СНГ (кроме РФ).

    4. Иностранные граждане.

    5. Лица без гражданства (апатриды).

    Государственные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации:

    1. Президент Российской Федерации – принимает решения по вопросам приема и отмены решения о приеме в гражданство; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации, а также на право иметь двойное гражданство.

    2. Управление Президента РФ по вопросам гражданства, функции которого следующие:

    – организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища;

    – подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища;

    – обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

    – подготовка информационных материалов, касающихся вопросов гражданства РФ и предоставлении политического убежища.

    3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ – всесторонне оценивает ходатайства и предоставления по вопросам гражданства и вносит их на рассмотрение Президента.

    4. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Этому министерству принадлежит широкий круг полномочий, связанных с вопросом гражданства Российской Федерации. Вместе с подведомственными ему органами МВД РФ проводит работу по приему заявлений и ходатайства по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяет факты и документы, предоставленные в их обоснование, направляет их в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, а также определяет принадлежность лиц, проживающих на территории РФ, к гражданству РФ.

    По заявлению заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, органы МВД осуществляют также регистрацию приобретения или прекращения гражданства РФ.

    5. Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации наделены аналогичными с МВД РФ полномочиями. Однако исполняют их за пределами РФ. Кроме этого, этим органам вменены полномочия по осуществлению учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами России. Отметим и то, что по договору между РФ и другим государством полномочия последней группы органов могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

    7. Органы ведущие делами гражданства

    Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

    Президент Российской Федерации;

    Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

    Министерство внутренних дел Российской Федерации;

    Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

    Статья 33. Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:

    а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 и 18 настоящего Закона; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)

    б) восстановления в гражданстве Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие частей первой и второй статьи 20 настоящего Закона;

    в) разрешения на выход из гражданства Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие пункта «б» части первой статьи 23 настоящего Закона;

    г) разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

    д) отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

    е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

    Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

    Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

    В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.

    Статья 34. Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

    Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

    При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)

    Статья 35. Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации

    Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

    а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)

    б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

    в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

    г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)

    д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)

    Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

    Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

    Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

    а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)

    б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

    в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

    г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)

    д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

    е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)

    По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

    ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ

    3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

    2. Семейный кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ, в ред. от 28. 12. 2004 г.

    3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

    4. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. Труевской И.Н. М., 2003.

    5. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета в редакции от 30. 12. 2006. Ст. 12

    6. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003.

    7. Конституционное право Российской Федерации. М.В. Баглай. Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2005.

    8. Головистикова А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам. – М.: Эксмо, 2007.

    9. Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.

    10. Тягофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – Спб.: Питер, 2006.

    11. Проблема «гражданства» не теряет актуальности / Шестакова Е.В // Основы государства и права – № 5 – 2005.

    12. Политика России в области гражданства / Местюков И.В., Самон М.В // Б – чка «Рос. газ» — 2006 – Выпуск № 8.

    13. Гражданство «по рождению» // Дорошенко Е.Н. / Закон и право – 2006 — № 12.

    14. Порядок приобретения и прекращения РФ гражданства / Певцова Е.А // Основы государства и права – 2005 – № 5.

    15. Восстановление в гражданство РФ // Журнал рос. права – 2001 – № 2.

    [1] См.: Проблема «гражданства» не теряет актуальности / Шестакова Е.В // Основы государства и права – № 5 – 2005 – С. 83.

    [2] См.: в редакции Указа Президента РФ от 31. 12. 2003 г. № 1545.

    [3] См.: Конституционное право Российской Федерации. М. В. Баглай. Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2005. С. 132.

    [4] См.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. Труевской И. Н. М., 2003. С. 18 – 19.

    [5] См.: Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 37 – 38.

    [6] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета в редакции от 30. 12. 2006. Ст. 12.

    [7] См.: Политика России в области гражданства / Местюков И. В., Самон М. В // Б – чка «Рос. газ» — 2006 – Выпуск № 8 – С. 3 – 23.

    [8] См.: Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А. С., Авсеенко В. И. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. С. 190 – 193.

    [9] См.: Головистикова А. Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам. – М.: Эксмо, 2007. С. 18 – 25.

    [10] См.: Авакьян С. А. Указ. соч. С. 40 – 43.

    [11] См.: Гражданство «по рождению» // Дорошенко Е. Н. / Закон и право – 2006 — № 12 – С. 57, 58.

    [12] См.: Комментарии к Федеральному закону «О гражданстве РФ). С. 64.

    [13] См.: Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А. С., Авсеенко В. И. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. С. 194, 195.

    [14] См.: Порядок приобретения и прекращения РФ гражданства / Певцова Е. А // Основы государства и права – 2005 — № 5 – С. 10 – 13.

    [15] См.: Тягофеева К. В. Юридический справочник на все случаи жизни. – Спб.: Питер, 2006. С. 270 – 281.

    [16] См.: Глава 29 УК РФ.

    [17] См.: Восстановление в гражданство РФ // Журнал рос. права – 2001 – № 2 – С. 83 – 85.

    [18] См.: Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

    [19] СЗ РФ. 1998. № 17. Ст. 1919.

    [20] См.: Путин В.В. Послание Федеральному собранию РФ. Москва, Кремль, Мраморный зал, 16 мая 2003 года.

    [21] См.: Проблема «гражданства» не теряет актуальности / Шестакова Е.В // Основы государства и права – № 5 – 2005 – С. 84, 85.

    Органы, ведающие делами о гражданстве

    Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

    МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

    20. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы

    Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовое положение.

    Подправовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Действительно, это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное (государственное) право, прежде всего конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения гл. 2 Конституции РФ.

    Однако этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина большое значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ.

    Для положения человека в обществе важенпринцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Очень существенно, что в Конституции РФ 1993 г. появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина – они признаютсянепосредственно действующими. Права и свободы человека и гражданина непосредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. В ст. 18 Конституции РФ говорится, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

    Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, какполнота прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами (и несет равные конституционные обязанности). Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть и исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательных прав, не могут занимать определенные должности и т.д., так что в полном объеме правами, свободами, обязанностями обладают только граждане РФ.

    Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», – гласит ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. В нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот запрет для законодателя следует из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод.

    В то же время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять-таки в соответствии с федеральным законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения.* Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются и запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничиваться свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники.

    *См.: Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. // ВВС. 1992. №22. Ст.773.

    Однако не все права и свободы могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения. Не подлежат подобному воздействию права и свободы, перечисленные в ст. 56 Конституции РФ, например, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту и т.д. Из конституционных положений следуют и другие демократические гарантии при ограничении прав и свобод при чрезвычайном положении: 1) наличие законных оснований для этого; 2) необходимость соблюдения закона при этом; 3) временный характер ограничений; 4) пределы ограничений.

    Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит изгарантированности прав и свобод.

    [3]

    21.

    22. Личные права и свободы человека составляют основу статуса ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод.

    1. Право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты. Статья 20 Конституции РФ, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    2. Достоинство личности. В статье 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции РФ виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

    3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

    4. Неприкосновенность жилища. Данное право закреплено в статье 25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    5. Неприкосновенность частной жизни. Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции РФ положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

    6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

    7. Право определения национальности. Согласно ст. 26 Конституции РФ «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

    8. Право на пользование родным языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства РФ, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем РФ, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    9. Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что «каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

    10. Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Источники


    1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

    2. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.

    3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
    4. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
    Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here