Содержание
- 1 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
- 2 Вопрос: Порядок решения дел о гражданстве РФ. Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве
- 3 Конституционное право
- 4 Органы, ведающие делами о гражданстве
- 5 Глава V. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их полномочия
- 6 Органы, ведающие делами о гражданстве
- 7 ГРАЖДАНСТВО РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ
- 8 7. Органы ведущие делами гражданства
- 9 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ
- 10 Органы, ведающие делами о гражданстве
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом сами принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые имеют право на льготный прием в гражданство.
МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом ведут учет лиц, находящихся за пределами России, которые изменили свое гражданство.
Таким образом, контроль за институтом гражданства Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации и Министерство Иностранных Дел Российской Федерации.
В заключении хотелось бы отметить, что для создания единого права, регулирующего институт гражданства, необходима, в первую очередь, согласованная, целенаправленная политика большинства государств, единые общечеловеческие мировоззренческие основы и моральные принципы, максимально возможное сближение правовых систем. Окончательное формирование такого сложного правового института как гражданство зависит во многом от решения вопросов общечеловеческих ценностей в процессе развития цивилизации, что, очевидно, будет способствовать демократическому развитию государств и народов.
Институт гражданства является очень важной частью Российской правовой системы. В Российской Федерации идет процесс разработки и обновления законодательства. Он затронул все сферы общественной жизни, все отрасли права, но особенно активно проявляется в области конституционного права. Данный процесс не обошел стороной и жизнь, права и интересы народа и личности в частности. Именно конституционное законодательство определяет важнейшие принципы общественного строя, федеративную природу государства, механизм осуществления публичной власти, конституционно-правовой статус личности.
Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства служит отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.
Таким образом, гражданство является обеспечением политико-юридической связи между народным суверенитетом и свободой личности. В прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство – непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другими законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
- Нормативно-правовые акты и другие официальные документы.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г.
3. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.
4. ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан» от 25 июля 2002
5. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» от 12 июня 2002 г.
6. Собрание законодательства РФ. 2002. №30.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г.
8. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации»/ Н.А. Михалева. М.: Изд. «Экзамен», 2003 г.
9. Конвенция Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2000.
II. Специальная литература.
1. Конституционное право . Учебник/ Отв. ред. Лазарев В.В. М.: Юристъ, 1999.
2. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003. 587 с.
3. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Учебник/Под общ. Ред. д.ф.н. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. М.: ПЕР СЭ, 2003. 576 с.
4. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2003. 447 с.
Вопрос: Порядок решения дел о гражданстве РФ. Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве
ФЗ определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.
Исходя из этого, Конституция устанавливает, что президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). ФЗ о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, ФЗ относит:
1. федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
2. федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые — за ее пределами.
В их функции входят: прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов в представленных документах; направление заявлений вместе с документами Президенту Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; ведут учет лиц, в отношении которых принято решение об изменении гражданства; оформляют гражданство РФ; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ; рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ.
Во всех случаях приобретения и прекращения гражданства оформляется заявление на имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения заявлений — не более 1 года, а в упрощенном порядке до 6 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного
Заявление подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации — в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.
Исполнение решений возлагается соответственно на Комиссию при Президенте РФ по вопросам гражданства и переселению соотечественников, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности и названные выше органы Российской Федерации за рубежом.
Конституционное право
Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
Реализация норм Закона о гражданстве Российской Федерации о приобретении и прекращении гражданства России требует правового регулирования, которому посвящены несколько глав названного Закона — о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшие из них: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства, утвержденная приказом МВД России от 6 февраля 2003 г. (с последующими изменениями) об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации но реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: (1) Президент РФ; (2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и (4) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России.
Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ , уполномоченный официально оформлять российское гражданство. Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В развитие этого положения закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке, выхода из гражданства России в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Он может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые, по общему правилу, исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства Российской Федерации, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений, и т.д.
В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства . Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений России); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций но контролю и надзору в сфере ми фации, является Федеральная миграционная служба (ФМС России) .
Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком — со дня его рождения; усыновленным ребенком — со дня усыновления (удочерения); в остальных случаях — со дня принятия соответствующего решения. Прекращается гражданство России со дня принятия полномочным государственным органом решения о выходе из российского гражданства.
Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Если лицу отказывают в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции (районный суд по месту нахождения соответствующего органа либо Московский городской суд — для лиц, постоянно проживающих за пределами России).
Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка (или недееспособного лица).
Органы, ведающие делами о гражданстве
Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.
МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.
Глава V. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их полномочия
Статья 32. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
Президент Российской Федерации;
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Статья 33. Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве
1. Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:
а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 и 18 настоящего Закона; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие частей первой и второй статьи 20 настоящего Закона;
в) разрешения на выход из гражданства Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие пункта «б» части первой статьи 23 настоящего Закона;
г) разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
д) отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.
Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.
2. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.
3. В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.
Статья 34. Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации
1. Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.
2. При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
Статья 35. Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:
а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
2. Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.
Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:
а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)
б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
2. По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

|
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
ПУБЛИКАЦИИ ИРИС |
|
Источники
Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.- Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.

Здравствуйте. Я работаю юристом-консультантом более 15 лет. За время своей трудовой деятельности возникла необходимость в сборе и хранении необходимой информации. В результате чего и был создан данный ресурс.
Проконсультируйтесь с профессионалами перед применением прочитанной информации.