Особенности школ для детей с ограниченными возможностями (овз)

Полезная правовая информация на тему: "Особенности школ для детей с ограниченными возможностями (овз)" от профессионалов и понятным языком.

Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ

Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ требуется рассматривать в виде главной задачи в сфере осуществления права на образование. Довольно обобщенны требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и наиболее подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ [26].

В данном проекте говориться о том, что требуется дать интегральное описание совокупности условий, которые необходимы для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по областям ресурсного обеспечения. Повсеместно отмечается, что такая система требований должна включать в себя специфические элементы в целом согласно особенным образовательным потребностям детей с ОВЗ и для каждой категории отклоняющегося развития отдельно.

В конечном результате, в Проекте отмечается, интегративный результат осуществления указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, эмоционально и физически комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей; гарантирующей укрепление и сохранение психологического и физического здоровья учащихся [21].

В результате в образовательных учреждениях, в частности, осуществляющих инклюзивную практику, должны образовываться условия, которые гарантируют возможность:

Существительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, которые включают в себя, в частности отсутствие либо наличие инвалидности определяет и существенную вариативность специальных образовательных условий распределенных по разным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая информационные, кадровые, программно-методические, архитектурные условия и т. п.).

Таким образом, можно вести речь о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, нужных для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуально-ориентированных и частно-специфических,которые определяють эффективность осуществления социальной адаптированности и образовательного процесса детей в полном соответствии с его определенными образовательными особенностями и возможностями.

Совершенно очевидно, что в каждом отдельно взятом случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» — от общеспецифических до индивидуально- ориентированных. Таким образом, всю совокупность условий можно представить в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий, включаются и проявляются в последующем (Рисунок 1).

Рис. 1 — Систематика специальных образовательных условий

В обобщенном виде специальные образовательные условия, которые необходимы для детей с ОВЗ всех вариантов, категорий, форм и выраженности отклоняющегося развития подразделяются (Таблица 3) на специальные образовательные условия [26].

Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ

Вид специальных условий

  • 1. базируется на нормативно-правовой базе. Создание данных условий должно обеспечить, не только осуществление образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и осуществление прав всех остальных детей, которые включены наравне с особенным ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому кроме нормативной базы, которые фиксируют права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, которые обеспечивают эффективное образование и иных детей. Наиболее важнейшим локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями, в котором будут фиксированы как обязанности, так и права всех субъектов инклюзивного пространства, которые предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута согласно особенностям и возможностям ребенка, в частности новые возникающие в процессе образования;
  • 2. должна быть организована система поддержки и взаимодействия образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориального методического центра, городского и окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, органов социальной защиты, специальных (коррекционных) школ, организаций здравоохранения, общественных организаций. С данными организациями требуется простроить отношения на основании договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений. Важный элемент данного условия — это наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности;
  • 3. для конкретных категорий детей важное — это медицинское сопровождение и организация питания;
  • 4. финансово-экономические условия — условия, которые призваны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех условий и требований, которые включены в индивидуальную образовательную программу, в частности прописанный в ней штат специалистов, осуществляющих сопровождение, воспитание и обучение детей с ОВЗ, а также обеспечивать эффективное осуществление самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых результатов

информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна в себя включать совокупность технологических средств (базы данных, компьютеры, программные продукты, коммуникационные каналы, которые созданы, учитывая особенные образовательные потребности детей с ОВЗ, включая социализацию, формирование жизненной компетенции и др.); организационные и культурные формы информационного взаимодействия, учитывая особенные образовательные потребности детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в разрешении коррекционных и развивающих задач обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

материально-технические условия осуществления индивидуальной образовательной программы, которые должны обеспечить соблюдение:

  • — санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, учитывая потребности детей с ОВЗ, которые учатся в данном учреждении;
  • — возможность для беспрепятственного доступа учащихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры образовательных учреждений.
  • -санитарно-бытовых условий, учитывая потребности детей с ОВЗ, учащихся в данном учреждении;
  • — социально-бытовых условий, учитывая определенные потребности ребенка с ОВЗ, учащегося в данном учреждении, но оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.;
  • — пожарной и электробезопасности, учитывая потребности детей с ОВЗ, учащихся в данном учреждении;

организационно-педагогические условия сориентированы на эффективное и полноценное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, которые реализуют инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должны быть сформированы взаимоотношения в духе сотрудничества, создана атмосфера эмоционального комфорта и принятия особенностей каждого, формирование у детей социально-направленной и позитивной учебной мотивации. Необходимо использовать адекватные потребностям и возможностям учащихся современные методы, технологии, формы, приемы организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение достаточного и необходимого для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся либо разработка нужных дидактических и учебных материалов и др. Важными элементами являются:

  • — создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе ровесников, школьном сообществе;
  • — организация внеучебных, уроков и внеклассных мероприятий с применением интерактивных форм деятельности детей;
  • — организация внеклассной работы, которая направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
  • — осуществление его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Читайте так же:  Едв инвалидам 3 группы
  • — психолого-педагогического сопровождения для детей с инвалидностью и ОВЗ, нуждающихся в нем;
  • — организовать деятельность специалистов в форме консилиума для обследования, определения детей, разработки индивидуальной образовательной программы;
  • — организовать процесс сопровождения детей согласно разработанной программе;
  • — должно организовываться привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения принятия участия в организации и проектировании образовательного процесса.

требования к кадровым условиям осуществления основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:

  • — укомплектовать образовательное учреждение педагогическими и руководящими сотрудниками, компетентными в понимании особенных образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • — степень квалификации педагогических и других сотрудников образовательного учреждения в сфере образования детей с ОВЗ;
  • — непрерывность профессионального развития работников педагогического образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, клинической детской психологии и специальной психологии;
  • — включенность в действительное взаимодействие специальных и общеобразовательных школ I—VIII видов.

Непрерывность профессионального развития сотрудников учреждения образования, обеспечивается освоением сотрудниками дополнительных профессиональных программ образования в сфере коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже, чем каждые 5 лет в образовательных и научных учреждениях, которые имеют лицензию на право, ведения данного вида образовательной деятельности. При поступлении в общеобразовательную школу детей с ОВЗ конкретной категории: обязательным является освоение управляющими лицами, педагогами и специалистами школы дополнительных образовательных профессиональных программ в сфере коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме.

В образовательной системе должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, научных и специальных учреждений, которые обеспечивают возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения регулярной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам осуществления основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, применения достоверных инновационных и научно-обоснованных разработок в сфере коррекционной педагогики.

Для разных категорий детей с ОВЗ зависимо от их особенностей каждый из приведенных выше элементов специальных условий, которые обеспечивают осуществление нужного уровня и качества образования, а также нужную социализацию данной категории детей, должен будет осуществляться на разном уровне выраженности, в различном объеме и качестве.

Важным механизмом создания специальных условий является работа междисциплинарной команды и деятельность администрации.

Дети с ОВЗ представляют собой определенную группу, которая требует особенного подхода и внимания к воспитанию.

Предусмотрены для каждой категории детей с ОВЗ коррекционные специальные схемы обучения. Дети в результате таких программ смогут полностью избавиться от своего дефекта либо хотя бы сгладить его возникновение и развитие компенсаторных механизмов адаптации.

типы спец. учреждений для детей с овз

Рассмотрим типологию специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1–12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов – 12 человек.

Особое внимание в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического мышления, расширению активной речевой практики, а также развитию остаточного слуха. Основу дидактической системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главным требованием к процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Трудовое обучение глухих детей начинается с 12-летнего возраста и занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно-реабилитационная, превентивная, санитарно-гигиеническая и консультационная работа проводится врачами-специалистами: оториноларингологом, психоневрологом, педиатром и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное сохранение остаточного слуха.

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица.

Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия (срок обучения – 10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции (срок обучения – 12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом – 11–12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором – дошкольные группы для детей 4–6-летнего возраста. Наполняемость классов – 12 человек.

При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или здравоохранения.

В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами.

Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание). Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Длительность – от 3 мес. до года.

Логопедические детские сады и специальные логопедические группы при обычных дошкольных образовательных учреждениях.

Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Направления в пункты выдают врачи поликлиники, учителя, а также возможен прием по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы. Индивидуальная – только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза в неделю.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе. Срок обучения – 9–11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы – коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью возможности перевода некоторых детей на основании заключения ПМПК в массовую школу или учебно-воспитательное учреждение иного вида (например для детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития.

Читайте так же:  Как рассчитывается срок исковой давности по гражданским делам

6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа – в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.

Основной задачей школы является максимальное преодоление функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью используется различное вспомогательное оборудование коррекционно-реабилитационного процесса: парты с «ухватами» и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей для облегчения функционирования артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации. Наполняемость классов – до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.

7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов – 18–20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.

Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, «наверстывания» неусвоенного учебного материала.

Данные типы образовательных учреждений были созданы и стали развиваться в РФ с 1981 г. Для этого были объективные причины, так как по экспертной оценке ведущих педагогов страны лишь 35–45 % учащихся старших классов способны освоить программу массовой общеобразовательной школы по всем предметам, а из поступающих в первый класс около 30 % детей отстают в интеллектуальном развитии.

8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений – физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения – специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения – специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.

Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8–9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5–6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами – медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.

Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся с 4 до 18 лет. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в г. Сергиевом Посаде Московской области. Год основания – 1968 г.

Одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, почти слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых с нормальным интеллектом (хотя это и спорно при таких нарушениях). Обучение, воспитание и оздоровление осуществляют тифло- и сурдопедагоги, а также другие специалисты. Их задача – реализация потенциальных ресурсов общего и языкового развития слепоглухонемых в процессе специального обучения с целью формирования, прежде всего, навыков самообслуживания, а также элементарных трудовых умений. Занятия проводятся сразу тремя педагогами по группам – 3–4 ребенка. В первую очередь, детей учат жестам, как средству общения, обозначающим предметы и действия. Далее формируется вербальная речь в дактильной (пальцевой) форме. После дети изучают рельефно-точечный (брайлевский) алфавит, то есть обучаются письменной форме речи. Параллельно, при возможности, осуществляется освоение устной речи.

В структуру детского дома входит диагностическая группа, дошкольное отделение и школа. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19–20-летнему возрасту, имея диплом о неполном среднем образовании. Учреждение находится под патронажем (от фр. patronage – покровительство) ВОС и ВОГ.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.

Читайте так же:  Как подать иск о признании имущества личной собственностью супруга

Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами:

· диагностики и разработки программ социальной реабилитации;

Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей «детей с проблемами» в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

Помимо вышепредставленных учреждений существуют сугубо частные центры, школы, функционирующие на спонсорские деньги и ставящие своей целью максимальное для каждого ребенка всестороннее развитие психофизических способностей и формирование навыков самообслуживания, а также оказание социокультурной помощи детям со сложными дефектами. Одной из особенностей таких объединений является внедрение инновационных психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса. Часто именно в таких учреждениях апробируются инновационные технологии коррекционно-реабилитационного процесса: арт- и эстетотерапия, керамическая мини-мастерская, сказко- и куклотерапия, гидро- и натуртерапия, фольклорные факультативы, кружки флордизайна, хаготерапия (лечение легкими поглаживаниями), смехотерапия, гипноз, музыкально – ритмическая терапия, цветотерапия, дельфинотерапия, холдинг-терапия (от англ. to hold – держать) – лечение матерью, при котором она обнимает ребенка и удерживает его. Метод эффективен при коррекции раннего детского аутизма.

Зачастую новые типы специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений возникают стихийно, работают «методом проб и ошибок», не имея необходимых нормативных документов, научно-методического обоснования применяемых приемов и методов работы.

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Нормативная база по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования:

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

  • К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее — Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Школа № 70» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • создан благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школу приглашается педагог-психолог;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это категория лиц, имеющих функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется.

Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах коррекционно-педагогической поддержки (это классы КРО — специального (коррекционного) обучения). Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте так же:  Правила предоставления отсрочки от армии при рождении ребенка

Из опыта работы учителя.

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его от остальных особые возможности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Я работаю учителем во 2 классе, где обучаются дети с задержкой психического развития. Изучая особенности детей данной категории я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.

Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная.

Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР:

  • максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речевого.
  • широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
  • опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития
  • стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных кругов. Мы с детьми пользуемся ими при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, а также для выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность этого приема заключаются в том, что для учителя видна работа каждого ребёнка, а ученик сразу может определить: «У меня получается!»

В своей работе наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) опираюсь на принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Вывод для себя я сделала такой: важно подмечать и поощрять успехи всех детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Особенности обучения детей с ОВЗ
статья на тему

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx 20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ОВЗ

[3]

  1. Дети с ОВЗ
  2. Особенности обучения детей с ОВЗ
  3. Особые образовательные потребности для детей с ОВЗ
  4. Специфика образования детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ
(по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Дети с нарушением речи (логопаты);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с задержкой психического развития;
  • Дети с нарушением поведения и общения;
  • Дети с умственной отсталостью;
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Особенности обучения детей с ОВЗ

Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.

Так как основная цель специального образования — введение в образовательную среду и культуру ребенка (по разным причинам выпадающего из нее), то для достижения этой цели нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273)

Приказ МОН РФ от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Выделены 4 варианта адаптированных программ для учащихся с ОВЗ. (Конкретная программа рекомендуется специалистами)

  1. 1 вариант . Обучение осуществляется по тем же программам, что и у здоровых детей. Дети с ОВЗ получают начальное образование, как и дети с нормой развития + реализация дополнительных коррекционных курсов. Все коррекционные курсы проходят во внеурочное время. (5 часов)
  2. 2 вариант . Предметные области и конечный результаты образования такие же, как и у здоровых детей, но время обучения дольше (5-6 лет в начальной школе). Используется тот же УМК, что и для детей в норме. Подходит только к классу детей с ОВЗ. Наполняемость класса 12-15 человек. Обычно речь идет о коррекционном классе в общеобразовательной школе.

У 1 и 2 варианта образование цензовое, дети должны получить аттестаты о неполном среднем образовании (9 классов).

  1. 3 вариант рассчитан на детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.
  2. 4 вариант рассчитан на детей, имеющих ярко выраженную степень умственной отсталости.

3 и 4 программы рассчитаны на школы 8 вида. Это особо адаптированная образовательная программа.

Читайте так же:  Срок исковой давности по разделу имущества бывших супругов

У 3 и 4 вида образование нецензовое (аттестат дети не получают, выдается документ об обучении в специальном учебном заведении).

Особую группу детей представляют дети – аутисты.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующееся всесторонним дефицитом социального взаимодействия и развития.

Одними из основных проявлений аутизма считают:

1) нарушение общения,

2) нарушение социального поведения,

3) своеобразное воображение.

Несмотря на проявление признаков аутизма дети могут обладать нормальным интеллектом или более высоким, чем у ребенка с нормой развития.

Классификация аутизма (О.С. Никольская)

  1. 1 группа (Дети с аутистической отрешенностью от внешней среды. Самая тяжелая форма)

Дети обладают высокой подвижностью, их передвижения бессистемны, не говорят, невозможно привлечь их внимание. Такие дети не овладевают навыками социального поведения. Навыки самообслуживания формируются поздно- 12-13 лет.

  1. 2 группа (Дети с аутистическим отвержением окружающей среды).

Речь есть, но невозможно понять, что говорят такие дети. Постепенно появляется шаблонность в высказываниях – повторяют рекламу, фразы, которые слышат постоянно. Можно наблюдать гримасы, повторяющиеся позы, многочисленные движения. Таких детей можно чему-то научить.

1 и 2 группы обучаются в спецшколах.

  1. 3 группа (Дети с аутистическим замещением окружающей среды.) Речь развернута, интеллект выше, чем у детей 1 и 2 групп. Такие дети могут учиться в школах 8 вида.
  2. 4 группа (Дети со сверхтормозимостью). Менее глубокий аутистический барьер, имеют неврозоподобные расстройства, пугливость, робость. Такие дети могут учиться в общеобразовательной школе, но не более одного ребенка в классе.

Главное, о чем должен помнить учитель при обучении детей с ОВЗ, — это оценка динамики достижений (что меняется со временем).

Детей, имеющих задержку психического развития или умственную отсталость, иностранному языку не обучают.

Дети с тяжелыми нарушениями (слепые, глухие, с комплексными нарушениями психофизического развития) обучаются только в спецшколах.

Особые образовательные потребности
для детей с ОВЗ

  • Необходимо после выявления первичного нарушения развития ребенка начать специальное обучение;
  • После перехода на специальное обучение нужно ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • При специальном обучении следует использовать методы, приемы и средства (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
  • Необходимо так же индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Специфика образования детей с ОВЗ

[1]

  • Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
  • Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала ( с учетом индивидуальных особенностей)

— организация деятельности и сотрудничества в малых группах

— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)

— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным

— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

— организация гибкого временного режима обучения

— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

— наличие тьюторов в соответствии с ИОП

Список источников информации:

1) Угрюмова Н. А. Дети с ОВЗ.

2) Сафронова В.В. Особенности индивидуально-дифференцированной работы по коррекции речи у детей с ОВЗ.

3) Колотыгина Е. А. Проблемы здоровья детей, обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для их различных категорий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО.

В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО.

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны.

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны.

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны.

В статье приведены приемы коррекции познавательных процессов у детей с умственной отсталостью в процессе обучения с использованием дистанционных технологий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Психолого-педагогические аспекты обучения детей с ОВЗ аглийскому языку в школе на современном этапе.

Источники


  1. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Особенности школ для детей с ограниченными возможностями (овз)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here