Права иностранных лиц без наличия гражданства рф

Полезная правовая информация на тему: "Права иностранных лиц без наличия гражданства рф" от профессионалов и понятным языком.

Статья 62 Конституции РФ

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

[2]

Комментарий к Статье 62 Конституции РФ

1. Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.

Отечественному законодательству о гражданстве всегда была свойственна традиция отказа от двойного гражданства. Она была нарушена Законом о гражданстве 1991 г., который признал возможность наличия у граждан России двойного гражданства.

Приобретение гражданства РФ иностранными гражданами допускалось этим законом исключительно при условии их отказа от прежнего гражданства. Исключение, т.е. сохранение иностранным гражданином его иностранного гражданства при приобретении российского гражданства, было возможно лишь в том случае, когда международным договором РФ с государством, гражданином которого является приобретающее российское гражданство лицо, предусмотрена возможность двойного гражданства. Наличие такого договора было обязательным условием приобретения гражданином России одновременно и гражданства другого государства.

Действующая Конституция вслед за Законом о гражданстве 1991 г. также признала возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Признание института двойного гражданства на конституционном уровне, считавшегося одним из важных проявлений демократизма новой России, было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечения со стороны России защиты прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.

Однако практика показала, что признание этого института не решило ни одной из тех задач, которые с ним связывались, а скорее наоборот, усугубило положение россиян, прибегнувших к использованию тех возможностей, которые этот институт должен был предоставить. Говоря об этих возможностях, нельзя забывать известное правило: если одно государство, гражданство которого лицо имеет, пытается оказать ему защиту через свое дипломатическое или консульское представительство во время его нахождения на территории другого государства, гражданство которого оно также имеет, то такая защита будет непременно отклонена именно на том основании, что данное лицо является гражданином государства пребывания.

Сложившаяся практика показывает, что искусственное насаждение двойного гражданства в России, вопреки многолетним традициям, ничего положительного с собой не принесло ни для граждан России, ни для самой России, ни для бывших граждан СССР, исторически или этнически связанных с Россией, но оказавшихся на территории других государств, образовавшихся после распада СССР. Более того, предназначенное прежде всего для предоставления россиянам, проживающим в других республиках бывшего СССР, возможности получить гражданство России, двойное гражданство вскоре породило процесс получения российского гражданства в качестве второго выходцами из этих республик, представляющими их титульные нации. В результате их диаспора в России составила почти 10 млн человек и продолжает расти из-за плохих условий жизни в этих республиках.

В самой России подавляющее большинство ее жителей не проявляют интереса к иностранному гражданству, а следовательно, и к двойному гражданству. Что же касается бывших союзных республик, входивших в состав СССР, то в большинстве из них двойное гражданство отрицается, а своих граждан, которые приобретают российское гражданство, они не считают сохранившими одновременно и их гражданство, т.е. рассматривают в качестве иностранцев.

Закон о гражданстве 2002 г. сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». В Закон также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на комментируемой конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в комментируемой статье и в соответствующих международных договорах.

2. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В таких случаях Россия фактически не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако из этого общего правила федеральным законом сделан целый ряд исключений. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, к государственной тайне лица, имеющие двойное гражданство, приобретенное в соответствии с законом, получают допуск лишь к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом «секретно». Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне являются: а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Действующее законодательство РФ запрещает лицам, имеющим двойное гражданство, быть министрами федерального правительства, депутатами Государственной Думы и т.д.

Международные договоры РФ также регулируют правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство. В них обычно указывается что лицо, состоящее в гражданстве стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран. Например, такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва, и не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой стороны. В соответствии с договором на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

Читайте так же:  Правила предоставления социальной ипотеки для бюджетников

3. Комментируемая статья закрепляет основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разделяет всех законно находящихся в России иностранцев на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Принадлежностью к одной из этих категорий определяется различный срок пребывания иностранца на территории РФ.

В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Однако федеральным законом или международным договором РФ могут быть установлены исключения из этого правила. Из комментируемой статьи в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан РФ, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(737)).

Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ при некоторых ограничениях, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Вместе с тем постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к ст. 59).

Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Закон предусматривает, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это разрешения. В свою очередь и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др.

Международным договором или федеральным законом могут устанавливаться ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. При этом как сама возможность ограничения федеральным законом этого права, так и его характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ч. 3 ст. 55 (см. Постановление КС РФ от 20.07.1999 N 12-П*(738)).

К отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила гражданского законодательства в соответствии с принципом «национального режима». Земельный кодекс устанавливает право указанных лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ, а сама по себе возможность предоставления указанным лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России (см. Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П*(739)).

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные и иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации (стр. 1 из 5)

Глава 1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без

Глава 2. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ

2.2. Миграционная карта

2.3. Ограничения для въезда в Россию и выезда из России

Глава 3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан

и лиц без гражданства в РФ

Глава 4. Категории иностранных граждан

4.1. Временно пребывающие на территории РФ

4.2. Временно проживающие на территории РФ

4.3. Постоянно проживающие на территории РФ

4.4. Передвижение иностранных граждан в пределах РФ

Список используемой литературы

Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос о субъектах конституционного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками правовых отношений.

Что касается индивидуальных субъектов конституционного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого без гражданства.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик, привело к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 2 ноября 2004г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

Целью данной работы является изучение основных аспектов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:

· Анализ правового положения иностранных граждан в РФ;

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам расчет и размер выплат, документы

· Изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.

Глава 1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 4 Федерального Закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. ответные ограничения (реторсии).

Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. даёт основные понятия, связанные с пребыванием иностранных граждан на территории России и регулирует их правовой статус.

Статья 1. Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. определяет предмет регулирования настоящего закона:

“Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. “

Основные понятия, рассматривающиеся в ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г.:

· иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

· лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

· приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

· миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

· разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

· вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

[3]

· законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

· временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

· временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

· постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

· трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

· иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

· иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

· разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

· депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Видео удалено.
Читайте так же:  Выплаты при рождении ребенка в башкирии
Видео (кликните для воспроизведения).

В тексте Федерального закона законодатель уточняет, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Программа переселения в РФ

Многих иностранцев, прибывших на территорию РФ, интересует вопрос административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

В представленной статье обобщены их основные права и обязанности в пределах Российской Федерации. Все права иностранцев на территории России регулируются Федеральным Законом №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

В чём различие между иностранным гражданином и лицом без гражданства?

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают одинаковым набором прав в пределах РФ. Единственное различие между этими категориями лиц в том, что иностранцы могут рассчитывать на поддержку своего государства, а у лиц без гражданства (апатридов) такой возможности нет.

Иностранные граждане и лица без гражданства подразделяются на три категории:

  • Те, кто приехал в Россию на время;
  • Те, у кого есть разрешение на временное проживание в России;
  • Те, кто обладает видом на жительство в России.

О временном нахождении в РФ

Статьёй 5 Федерального закона 115 предусмотрены конкретные положения, касающиеся временного нахождения иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, в РФ:

  • Указанные лица могут находиться в России в течение времени, предусмотренного полученной визой;
  • Если въезд в РФ не требует оформления визы, то указанные лица могут находиться на территории РФ в течение 90 дней;
  • В том случае, если указанные лица являются специалистами высокой квалификации, срок их нахождения в России зависит от срока действия их разрешения на работу;
  • Время нахождения в России можно продлить или сократить. Это зависит от изменения условий и конкретных обстоятельств. При этом решение о продлении или сокращении срока принимается органами УВМ МВД России.

О праве временного проживания на территории России

Если иностранный гражданин, а также лицо без гражданства хотят перебраться в Россию на постоянное место жительства, для начала им необходимо оформить разрешение на временное проживание (РВП), длительность действия которого составляет 3 года и не подлежит продлению.

РВП может быть выдано следующим категориям лиц:

  • Тем, кто родился в РСФСР, СССР или на территории России;
  • Тем, кто является нетрудоспособным гражданином, но при этом имеющим детей с российским гражданством;
  • Тем, кто состоит в браке с лицом, являющимся гражданином России;
  • Тем, кто инвестирует в Россию в определённых размерах;
  • Тем, кто участвует в госпрограмме добровольного переселения соотечественников;
  • И другим категориям лиц, полный перечень которых можно посмотреть в статье 6 ФЗ-115.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано в получении разрешения на временное проживание в случаях, предусмотренных статьёй 7 ФЗ-115:

  • Если указанные лица представляют угрозу для РФ и её граждан;
  • Если деятельность указанных лиц носит террористический характер;
  • Если указанные лица намеренно предоставили неверную информацию о себе;
  • Если указанные лица выехали из России и находятся вне её территории больше 6 месяцев;
  • Если указанные лица имеют наркотическую зависимость, ВИЧ-инфекции и другие подобные заболевания;
  • Если проживание указанных лиц на территории РФ нежелательно;
  • И другие случаи, полный список которых указан в статье 7 ФЗ-115.

О праве постоянного проживания на территории России

Вид на жительство (ВНЖ) выдаётся иностранным гражданам и лицам без гражданства при наличии у них разрешения на временное проживание.

Некоторые категории указанных лиц могут получить ВНЖ, не имея РВП:

  • Специалисты высокой квалификации;
  • Носители русского языка;
  • Беженцы;
  • Участники госпрограммы.

ВНЖ оформляется на 5 лет с возможностью продления ещё на 5 лет неограниченное число раз.

Основаниями для отказа в предоставлении ВНЖ служат те же составляющие, что и для отказа в оформлении РВП. Полный перечень указан в статье 8 ФЗ-115.

О праве иностранных граждан и лиц без гражданства перемещаться по территории России

Иностранные граждане, а также лица без гражданства, имеют право беспрепятственно перемещаться в пределах России. При этом у них на руках должны быть соответствующие документы.

Кроме этого, следует иметь в виду следующие моменты:

  • Указанные лица, при наличии РВП, не могут добровольно сменить место жительства в РФ;
  • Иностранцы, являющиеся политическими деятелями иностранных государств, а также иностранные журналисты, подтверждённые в РФ, могут беспрепятственно перемещаться по России.

Есть ли у иностранных граждан и лиц без гражданства право голосовать?

Указанные лица не наделены правом голоса. Также они не могут избираться в органы госвласти.

Однако, в некоторых случаях, те иностранные лица, а также лица, не имеющие гражданства, которые постоянно проживают на территории России, имеют право голоса и могут избираться в органы местного самоуправления и принимать участие в местном референдуме.

О работе иностранцев и лиц без гражданства в пределах России. Общие положения

Иностранцам предоставлено право самим решать какую именно трудовую деятельность осуществлять на территории России. Кроме того, они имеют право вести предпринимательскую деятельность.

Работодатели могут нанимать на работу иностранцев или людей без гражданства только если у них есть соответствующее разрешение. В свою очередь иностранцу, для того чтобы трудоустроиться, должно быть более 18 лет. Кроме этого, на руках у него должно быть разрешение на осуществление трудовой деятельности или патент на работу.

Однако, здесь есть некоторые исключения, для которых актуален другой порядок:

  • Иностранцы, имеющие РВП или ВНЖ;
  • Иностранцы, принимающие участие в госпрограмме;
  • Сотрудники иностранных компаний, предоставляющих гарантийное обслуживание продукции, которая поставляется в Россию;
  • Иностранные журналисты, подтверждённые в России;
  • Иностранцы, которых пригласили в Россию как научных и педагогических сотрудников;
  • Весь список исключений представлен в статье 13 ФЗ-115.

Право на получение государственных услуг

Законодательством (статьёй 19 ФЗ-115) предусмотрен ряд государственных услуг, предполагающих оплату государственной пошлины, а именно:

  • Оформление РВП;
  • Оформление ВНЖ;
  • Оформление приглашения на въезд в Россию;
  • Выдача разрешения на привлечение к работе зарубежных сотрудников;
  • Создание разрешения на работу;
  • Увеличение длительности временного нахождения иностранца в России;
  • Регистрация по месту проживания.
Читайте так же:  Сколько дней оплачивается больничный по уходу за ребенком

Также существует перечень услуг, которые не облагаются пошлиной:

  • Оформление приглашения на въезд с целью обучения в одном из образовательных учреждений;
  • Увеличение длительности временного нахождения иностранца в России. Здесь важным условием является то, что изначально целью нахождения иностранца в России должна быть благотворительность, другая безвозмездная помощь, лечение или смерть близкого родственника;
  • Регистрация по месту проживания тех иностранцев и лиц без гражданства, которые участвуют в госпрограмме переселения соотечественников.

О госконтроле за иностранцами в РФ

Органы УВМ МВД РФ осуществляют контроль иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся на территории России.

Для осуществления этого контроля в России существует определённый порядок въезда иностранных граждан на территорию РФ:

  • При пересечении границы РФ, иностранец заполняет миграционную карту, которую вместе с паспортом он предъявляет работнику пограничного органа службы безопасности на границе, чтобы тот поставил отметку о въезде;
  • Покидая РФ, иностранец возвращает миграционную карту работнику пограничного органа на границе для проставления отметки о выезде из РФ.

Однако, не все иностранцы подвергаются надзору, осуществляемым федеральным органом. В статье 30 ФЗ-115 указываются лица, освобождающиеся от контроля:

  • Руководители иностранных посольств и консульств в РФ, а также работники этих посольств и консульств. Помимо этого, освобождаются от контроля члены их семей и их гости;
  • Должностные лица министерств по управлению иностранными делами, имеющие служебные паспорта;
  • Иностранные лица, приехавшие в Россию с визитом по работе и имеющие дипломатические привилегии.

Результаты нарушения иностранным гражданином сроков нахождения в России

Статья 31 ФЗ-115 предусматривает определённые меры наказания для тех иностранцев, которые не соблюдают российское законодательство и нарушают сроки нахождения в пределах РФ.

Иностранцы подлежат депортации в следующих случаях:

  • Когда РВП или ВНЖ, выданные иностранцу, аннулируются, в связи с чем он должен покинуть пределы РФ в течение 15 дней;
  • Когда срок временного нахождения или проживания иностранца в РФ сокращается по каким-либо причинам, он вынужден покинуть Россию в течение 3 дней.

Какую ответственность несут иностранные граждане на территории РФ?

Иностранец привлекается к ответственности согласно законодательству РФ в том случае, если он нарушает нормы этого законодательства. Стоит также отметить, что если иностранный гражданин нелегально пребывает в России, его ставят на учёт, фотографируют и подвергают дактилоскопии. Вся эта информация отправляется в центральный банк данных.

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства Основные права (стр. 1 из 4)

Курсовая работа по административному праву РФ на тему:

“Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства”

Оглавление

Глава 1. Административно правовой статус иностранцев в РФ

1.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

1.2. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Глава 2. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан

Глава 3. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания.

Список используемой литературы

Актуальность темы исследования. Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Без гражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное без гражданство — без гражданство с момента рождения. Относите льное без гражданство — без гражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, явл яется гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Объектом исследования являются иностранные лица и лица без гражданства.

Предметом исследования являются административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.

Цель исследования всесторонне изучить административно-правовой статус иностранных лиц, лиц без гражданства.

Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

— изучить основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

— рассмотреть административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;

— выявить выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан;

— рассмотреть ответственность иностранных граждан.

Научная новизна курсовой работы заключается в комплексном исследовании административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства.

[1]

Глава 1. Административно правовой статус иностранцев в РФ

1.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России.

Понятие «иностранец» существует в юридической и повседневной лексике практически с момента появления письменности. Иностранец — лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или не имеет гражданства ни одного государства.

Это понятие является более общим по отношению к понятию «иностранный гражданин «, т.к. последнее обозначает лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства. Так, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с последующ. изм.) в ст. 2 закреплено: «иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Однако в этой же статье сказано: «в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».

Читайте так же:  Как оформить развод через загс по обоюдному согласию

А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РФ, имеют право на охрану здоровья.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России.

А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.

В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей.

В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством.

Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ.

Несмотря на предоставление по Конституции РФ всех личных прав каждому, законодательство об иностранцах регламентирует некоторые из них более подробно. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 11 определяет, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим Законом, за исключением посещения определенных территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Такими территориями являются территории закрытых административно-территориальных образований, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, территории закрытых военных городков, зоны экологического бедствия и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено это проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Что касается иностранных граждан, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также аккредитованными в Российской Федерации иностранными журналистами, то им предоставляется право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основе принципа взаимности , за исключением посещения тех же определенных территорий.

Источники


  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  2. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  3. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
Права иностранных лиц без наличия гражданства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here