Правила приобретения цифрового гражданства

Полезная правовая информация на тему: "Правила приобретения цифрового гражданства" от профессионалов и понятным языком.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации (ст.ст. 11 — 17)

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

;
Основания приобретения гражданства Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Гражданство в сети: Что есть «электронный паспорт»

С декабря Эстония официально станет первой в мире страной, выдающей электронное гражданство.

Редакция Droider решила как следует разобраться в этой истории. По ходу дела взвешивая плюсы и минусы УЭК, карточек “виртуального резидента” и всего остального, что связано с новым явлением.

Кто?

В октябре парламент Эстонии одобрил законопроект, позволяющий любому иностранцу получить электронное гражданство страны. Анекдоты про медлительных эстонцев, может быть, и смешные, но только не в этом случае. С 1 декабря Эстония официально станет первым в мире государством, где вопрос электронного гражданства уже явь, а не предмет мечтаний и бесконечных депутатских дискурсов.

Зачем?

Таким образом, Эстония хочет привлечь бизнесменов и иностранный капитал в собственную экономику. Электронное гражданство, которое теперь может получить практически любой, откроет доступ к самым разнообразным цифровым услугам: регистрировать компании на побережье Балтийского моря — не вопрос, открывать счета в местных банках — пожалуйста, платить налоги и подписывать документы — сколько угодно.

Всё можно сделать быстро (как гласит законопроект, меньше 20 минут), а самое главное — из любой точки земного шара. Впрочем, электронный документ не позволит путешествовать по другим странам или посещать саму Эстонию. Но это пока.

Как получить?

“Электронное гражданство может быть предоставлено физическому лицу, связанному с Эстонией, или человеку, заинтересованному в использовании эстонских цифровых сервисов или получении электронной подписи”, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Для получения заветной ID-карточки с микрочипом (это и есть “электронное гражданство”) необходимо:

  • 50 евро;
  • посетить Эстонию и подать заявление на электронное гражданство (планируется, что в 2015 году всё это можно будет проделать в посольствах Эстонии по всему миру, в том числе в России и Украине);
  • снять отпечатки пальцев.

И всё. Вы — счастливый обладатель электронного гражданства Эстонии.

Перспективы электронного гражданства

Впервые Эстония задумалась над проектом создания специальной онлайн-инфраструктуры для электронного гражданства еще в начале 1990-х годов. В 2005 году правительство страны стало первым, кто узаконил на своей территории электронное голосования на муниципальных, парламентских, президентских и любых других публичных выборах.

Сегодня в Эстонии действует система электронных идентификационных карт, которые в обязательном порядке получают все граждане старше 15 лет. ID не просто удостоверяет личность, но и открывает гражданам доступ к онлайн-госуслугам, медицинскому страхованию, банковским счетам и другим сервисам. В 2013 году 95% налоговых деклараций в Эстонии подавались через интернет, а 85% жителей страны регулярно пользовались онлайн-банками. Эти цифры значительно превышают средние показатели по ЕС. В соответствии с правительственным планом, к 2025 году получить карточки электронных резидентов Эстонии смогут 10 миллионов человек. Для сравнения, на сегодняшний день население страны составляет менее 1,4 миллиона человек.

Эстонский пример оказался в каком-то плане заразительным. Так, например, проект подобной онлайн-инфраструктуры начали воссоздавать в Финляндии. Между прочим, договор о сотрудничестве между Таллином и Хельсинки был заключен с помощью электронной подписи. Не исключено, что эстонская модель заработает и во всех странах Старого Света. Для этого Европарламент должен принять соответствующий закон, обязывающий членов Европейского союза принимать цифровые ID-карты друг друга.

Дела российские

В России существует аналог эстонской ID-карты. Универсальная электронная карта или УЭК – это материальный носитель, где в графической и электронной формах содержится информация о пользователе: ФИО, дата рождения, фотография, пол, СНИЛС, ОМС, данные электронного банковского приложения, а также (по желанию гражданина) электронная подпись.

С помощью российской карты владелец сможет оплачивать покупки, госуслуги, штрафы и налоги, пользоваться услугами нотариуса, подать заявление на заграничный паспорт, вставать в очередь к врачу и даже следить за успеваемостью ребенка в школе. Примечательно, что УЭК, в отличие от эстонской ID-карты, выдается на бесплатной основе. Подобная карта существует в российских реалиях с середины 2010 года, однако популярности у граждан так и не сыскала.

педагогическая практика

Цифровое гражданство и школа

Прогуливаясь по интернет-пространству, обратил внимание, что понятие «цифровое гражданство» всё чаще используется для определения тех компетенций, которыми должен владеть гражданин цифрового общества.

Между тем, мы значительно сужаем проблему, если поднимаем только вопросы о роли школы в формировании определённых качеств молодых людей. Каким мы должны воспитывать гражданина цифрового общества?

В условиях постоянно меняющегося технологического, наукоемкого и глобализованного мира важно подготовить наших учеников к успешности. Меняющийся мир требует от наших выпускников быть готовыми к адаптации, к кардинальным изменениям в своей профессиональной карьере. Добиваться успеха независимо от возникающих проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности.

Информационные технологии открыли новые образовательные возможности и позволили ученикам подключаться к научным и учебным сообществам по всему миру. Как бы мы критически не относились к социальным сетям, — эта захватывающая для учеников виртуальная среда, которую больше нельзя игнорировать. Школа должна активно включаться и влиять на эти сети. Возникающие изменения требуют формирования новых знаний, навыков, компетенций, социального поведения. Умение пользоваться современными цифровыми инструментами должно использоваться ответственно с соблюдением этических норм.

Содержание обучения

Многое зависит от современных педагогов, поскольку они реализуют выработанную административными структурами концепцию и формируют навыки цифрового гражданства в повседневной практике. Необходима определённая система работы по ряду направлений:

  • Образовательные технологии и цифровая грамотность
  • Ответственность
  • Формирование коммуникативных компетенций
  • Здоровьсбережение и безопасность в интернете
Читайте так же:  Как оформить и активировать социальную карту учащегося через сайт госуслуги (ску)

Лишь такой системный подход к воспитанию цифрового гражданина, предполагающий решение задач, заложенных в Программе образовательного учреждения, поможет добиться эффективности. Крайне важно, чтобы учителя оперативно реагировали на постоянно меняющийся и обновляющийся цифровой контент, чтобы обеспечить его комфортность и доступность для использования учениками.

Многие учителя высказывают пожелания пересмотра процедур внедрения популярных технологий, онлайн сервисов, излишней фильтрации интернет-ресурсов. Одной из важных проблем является нормативное оформление использования (или запрета) ученических мобильных устройств (ноут- и нетбуков, смартфонов и айфонов, планшетов). Необходимо решить проблему доступного и приемлемого использования родителями электронных журналов и дневников, других форм обратной связи. Многие онлайн-инструменты определяют возрастные ограничения для создания аккаунтов, и поэтому условия их использования должны регулярно пересматриваться.

Реализация учебных и воспитательных задач

Очень важно, чтобы информационно-образовательная среда школы (ИОС) обладала избыточностью и вариативностью учебных материалов. Используемый контент должен всегда подвергаться анализу и ревизии, постоянно обновляться и дополняться. Занятия в школе должны быть основой, отправной точкой образовательной системы образовательного учреждения, соответствовать потребностям учеников.

образовательные технологии и цифровая грамотность

Очень важно научить учащихся критически относиться к используемым цифровым источникам.

Цифровой гражданин — это тот, кто…

  • использует эффективные стратегии поиска информации (например, ключевые слова, сужение, детализация поиска)
  • использует надежные онлайн-ресурсы (например, базы данных, энциклопедии, электронные книги)
  • критически оценивает информацию: используемые онлайн ресурсы и сайты
  • работает не хаотично, а регулярно применяет разработанную самостоятельно или с помощью учителя модель запроса, сбора информации, её использования и оценки качества получаемой информации.

Ответственность

Цифровой гражданин — это тот, кто …

  • уважает интеллектуальную собственность других (например, цитирует, оценивает изученный ресурс)
  • использует цифровые ресурсы ответственно и придерживается пользовательских соглашений
  • понимает ответственность и возможные последствия несанкционированного распространения информации.

Цифровой гражданин — это тот, кто …

  • общается соответствующим образом в соответствии форматом того или иного социального сообщества
  • вносит свой позитивный вклад в местные и глобальные сообщества, предлагает, критически оценивает
  • умеет определить и отреагировать соответствующим образом и на возникающие онлайн-проблемы (например, киберзапугивание, секстинг (пересылка личных фотографий интимного характера), подстрекательство к суициду и т. д.),
  • формирует собственную положительную репутацию в интернет-сообществе

Здоровьесбережение и безопасность

Цифровой гражданин — это тот, кто …

  • реализует меры предосторожности для безопасности в Интернете (например, пароли, настройки)
  • защищает конфиденциальность себя и других
  • балансирует оффлайн и онлайн-действия (например, игры, текстовые сообщения, социальные сети и т. д.)
  • использует устройства с учетом физического и психического здоровья

На мой взгляд, руководители образовательных учреждений, их заместители должны разработать стратегию подготовки и воспитания цифрового гражданина или, по крайней мере, учитывать данную проблему в школьных программах. В свою очередь, и учитель также не может не учитывать возникающие препятствия на пути формирования цифрового гражданина. И принимать соответствующие решения.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 мая 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 3, 18, 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом определяются принципы гражданства Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Исключаются положения о гражданстве республик в составе Российской Федерации и о почетном гражданстве.

Сокращается перечень оснований для приобретения гражданства (исключены основания приобретения гражданства в порядке регистрации и в результате его признания).

Прием в гражданство осуществляется в общем, либо упрощенном порядке.

По сравнению с ранее действовавшим порядком ужесточены требования приема в гражданство. В соответствии с новым Законом постоянный срок проживания на территории РФ до подачи заявления должен составлять пять лет непрерывно (ранее — всего пять лет или три года непрерывно). Также необходимыми условиями являются: наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком и отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением некоторых случаев).

Определяются основания отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Одним из оснований отклонения заявления является отсутствие законного источника средств к существованию. Основанием для отказа о выходе из гражданства может являться отсутствие иного гражданства.

[1]

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2002 г. N 100, в «Парламентской газете» от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2031

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 октября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Читайте так же:  Как получить справку о доходах для малоимущих в россии

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 544-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

[2]

Федеральный закон от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования

Основания и порядок приобретения гражданства рф

Основания приобретения гражданства РФ: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождению гражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; 3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; 4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) родители ребенка неизвестны, а сам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают желающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершеннолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ; 3) наличия высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладания профессией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия заслуг перед народами, объединенными РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получения убежища на территории РФ в установленном порядке; 6) состояния в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рождению.

Читайте так же:  Правила составления искового заявления по расписке

3. Восстановление в гражданстве РФ – возникновение у лица гражданства РФ в упрощенном порядке в случае его утраты по каким-либо невиновным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и проживающие на территории РФ в течение не менее 3 лет.

Основания и порядок прекращения гражданства рф

Отношения гражданства РФ включают в себя не только приобретение его и основания этого, а также прекращение гражданства РФ и основания этого.

Основания прекращения гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если: 1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность); 2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; 3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

27. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федера-ции. Гражданство Российской Федерации приобретается:

1) в результате его признания;

3) в порядке его регистрации;

4) в результате приема в гражданство;

5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Приобретение гражданства в результате признания (ст. 13 Закона о гражданстве). Гражданами Российской Федерации признаются:

1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации;

2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

2. Приобретение гражданства по рождению — «филиация» (ст. 14-17 Закона о гражданстве). В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.

Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»:

1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Читайте так же:  Особенности перевода пенсии в негосударственный пенсионный фонд (нпф)

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации:

1) родители которых неизвестны;

2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона о гражданстве). В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

[3]

1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

3) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. * признано не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые отвечают в совокупности следующим требованиям:

— родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

— являлись гражданами бывшего СССР;

— не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

— выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

— не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

— впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

4. Прием в гражданство — «натурализация» (ст. 19 Закона о гражданстве). Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации. В качестве условия приема в граждаство Российская Федерация требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое.

Закон о гражданстве (п. 3 ст. 19) содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных сроков проживания, вплоть до их полного снятия. К ним относятся:

1) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

2) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;

3) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

4) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

5) получение убежища на территории Российской Федерации;

6) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:

1) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

2) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;

3) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

5. Восстановление в гражданстве (ст. 20 Закона о гражданстве). Закон о гражданстве предусматривает несколько форм восстановления в гражданстве: в порядке регистрации; в результате признания факта восстановления в гражданстве; по ходатайству лица.

В порядке регистрации в гражданстве Российской федерации восстанавливаются:

1) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

2) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

В результате признания факта восстановления гражданство Российской Федерации приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления.

Лицо, ранее состоявшее в гражданстве Российской Федерации, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство Российской Федерации но ходатайству о восстановлении.

6. Выбор гражданства — «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

7. Иные основания приобретения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит усыновление, опекунство, институт почетного гражданства (например, согласно п. 2 ст. 29 Закона о гражданстве ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами — гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации).

Принципы и основания получения гражданства РФ, ограничения для прохождения процедуры

В российской Федерации вопросы гражданства регулируются Конституцией и специальным законодательством. В законе выработаны принципы, основания для получения гражданства РФ, порядок его приобретения, устанавливаются особые случаи, в которых применяются льготы для иностранцев/апатридов, желающих стать полноправными членами российского общества.

Читайте так же:  Кому положено предоставление субсидии в москве

В чем суть статуса

Жители каждой страны делятся на три группы, каждая из которых обладает особым правовым статусом (то есть, наделена характерным перечнем прав и обязанностей):
  1. Граждане/подданные (в зависимости от того, в республиканской или монархической стране проживают индивиды).
  2. Иностранные граждане/подданные – индивиды. Имеющие гражданскую связь с любым другим или другими государствами, кроме государства, в котором пребывают.
  3. Апатриды – индивиды, не обладающие правовой связью ни с одним государственным образованием.

Для собственных граждан в стране предусмотрен, как правило, наиболее широкий спектр прав, свобод и обязанностей. Главным образом отличие касается правомочий в вопросах управления государством и участия в принятии властных решений. Это значит, что, как правило, только граждане могут принимать участие в выборах (с обеих сторон – выбирать и быть избираемыми), а также занимать ключевые посты в госаппарате, судебной власти, избирательной системе.

Также граждане могут в некоторых случаях владеть более широким спектром гражданских прав, например в вопросах приобретения собственности иностранцы и апатриды могут быть ограничены в перечне объектов или их объема, стоимости. Так, иностранцы во многих государствах не имеют права быть собственниками земельных участков.

Ввиду этого, если лицо собирается довольно длительный промежуток времени в своей жизни провести в Российской Федерации, можно найти преимущества прохождения процедуры приобретения правового статуса гражданина РФ.

Принципы российского гражданства

Основными выходными положениями, на каковых основывается институт гражданства в Российской Федерации выступают:
  1. Единство и равенство гражданского статуса независимо от способа, оснований и того, какой порядок был выбран для его приобретения.
  2. Постоянное пребывание за пределами России не является основанием разрыва связи индивида и российского государства.
  3. Никто не может быть лишен статуса гражданина не по своей воле, в принудительном порядке.
  4. Граждане Российской Федерации не подлежат выдаче или высылке за пределы страны.
  5. Поощрение оформления гражданского статуса лицами с иностранным гражданством или без такового вообще, которые на постоянной основе живут в пределах госграниц РФ.
  6. Факт принадлежности лицу российского гражданства определяется законодательными актами Российской Федерации или государств, существовавших в пределах территории РФ.

Именно на эти принципы опирается государство, выстраивая свою политику в отношение граждан, а также иных групп населения в стране.

Получение гражданства

Законодательство предусматривает целый перечень оснований, которые позволяют индивидам стать гражданами Российской Федерации.
  1. Филиация – порядок получения гражданской связи с государством по рождению. Существует несколько разновидностей в рамках этого основания:
  • Два или хотя бы один родитель имеет российский паспорт, при этом место, где родился индивид значения не имеет;
  • Один родитель – апатрид или без вести отсутствует, а второй имеет российское гражданство;
  • Родители имеют гражданскую связь с разными странами, при условии рождения индивида в РФ;
  • Установить родителей невозможно, и в течение полугода они не объявились.
  1. Натурализация – порядок получения гражданства страны по заявлению иностранца/апатрида. При этом государство устанавливает определенные критерии к личности заявителя, его социальному и имущественному положению:
  • достижение восемнадцатилетнего возраста (только полностью дееспособное лицо может заявлять о желании стать гражданином);
  • непрерывное проживание индивида в Российской Федерации не меньше, чем 5 лет на легальном положении;
  • обязательство соблюдения положений законов Российской Федерации;
  • обладание достаточным доходом, заработком или средствами для обеспечения проживания на территории Российской Федерации;
  • умение изъясняться на русском языке;
  • отказ от предыдущего гражданства.
  1. Восстановление гражданского статуса в РФ – порядок приобретения правовой связи с Российской Федерацией для апатридов/иностранцев, ранее имевших таковую. Процедура происходит по заявлению индивида. Закон также предусматривает несколько критериев для таких соискателей:
  • совершеннолетие;
  • непрерывное трехлетнее проживание в государстве;
  • соблюдение законодательных положений;
  • владение государственным языком;
  • наличие легальных средств для проживания в Российской Федерации;
  • отказ от предыдущего гражданства, если есть.
  1. Оптация – возможность при желании приобрести гражданскую связь со страной ввиду изменения государственных границ для граждан, находящихся на территориях, отошедших другому государству.
  2. Следование несовершеннолетнего гражданскому статусу родителей.

Ограничения для приобретения гражданства в порядке натурализации и восстановления (реинтеграции)

Законодательство предусматривает некоторые ограничения для лиц, изъявляющих желание пройти натурализацию или восстановиться в гражданстве РФ. Не могут получить российский паспорт апатриды/иностранцы, которые:
  • выступали публично и открыто за насильственное изменение конституционного строя РФ или угрожали безопасности страны;
  • принимали активное участие в вооруженных столкновениях против вооруженных сил и иных законных военизированных формирований РФ;
  • предоставили подложные документы, неправдивые сведения или ложную информацию с заявлением о предоставлении гражданства;
  • проходят службу в армиях или иных силовых структурах иностранных государств;
  • имеют судимость;
  • преследуемые правоохранительными органами за совершение преступного деяния.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, законодательство предусматривает ряд оснований, которыми можно воспользоваться для причисления в российское гражданство. Предусмотренные основания позволяют практически любому индивиду начать процедуру оформления гражданского статуса.

Источники


  1. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  4. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Правила приобретения цифрового гражданства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here